Выставка из парижа в кремле купить билеты. Сент-шапель и людовик святой в кремле. Драгоценности, вдохновлённые природой

В Музеях Московского Кремля открылась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Золото, драгоценные камни, лиможские эмали, полированный хрусталь - узнайте про самые красивые экспонаты выставки, а также секреты истории, которые надо знать, чтобы как следует насладиться этими сокровищами.

Кто такой Людовик Святой

Французский король-крестоносец Людовик IX, который жил в XIII веке — единственный из французских королей, ставший святым. Это идеальный рыцарь, законодатель, благочестивый правитель и один из главных спонсоров готического искусства своей эпохи. По отцовской линии он был внуком французского короля-крестоносца Филиппа II Августа, по материнской — правнуком легендарной Алиеноры Аквитанской (то есть его мать была племянницей Ричарда Львиное Сердце). Сам он, в свою очередь, стал дедом Филиппа IV Красивого — отца «проклятых королей» и Изабеллы Французской Волчицы.

Скульптурный портрет Людовика Святого, ок. 1300 г.

Именно в правление внука, Филиппа IV Красивого, Людовик был канонизирован — всего 27 лет спустя после своей смерти. С той поры образцовый государь Людовик Святой стал покровителем французских монархов — недаром большинство из них брали тронное имя в его честь.

Людовик дважды ходил в крестовые походы — во время Седьмого попал в плен к неверным, а во время Восьмого — скончался. Поэтому Католическая церковь могла бы его канонизировать в лике «мучеников», как умершего во время подвига за веру. Однако он удостоился более почетного лика — «исповедник», который означает, что святой отличался безгрешным образом жизни и сделал чрезвычайно много для распространения христианской веры. Именно этому религиозному подвигу Людовика Святого и посвящена выставка в Кремле - а также расцвету готического искусства в период его правления.

Нижняя крышка переплета Евангелия с изображением Распятия

Реликварий с изображением Франциска Ассизского - одно из самых первых изображений стигматизации святого

Покупки короля

Одно из главных достижений Людовика Святого — строительство готической капеллы Сент-Шапель и превращение ее в гигантский реликварий для величайших христианских святынь, которые почитались как католиками, так и православными. Точнее, в первую очередь эти реликвии были именно православными. Веками они хранились в дворцовой часовне византийских императоров в Константинополе — пока не попали в руки западных рыцарей и не поступили в открытую продажу.

Простое перечисление реликвий и мощей, купленных Людовиком,
вызовет у истинно верующего человека трепет.
Орудия Страстей Христовых - Терновый венец, два фрагмента Креста, цепи, которыми он был прикован к столбу, плат Вероники с Нерукотворным Ликом, Камень Гроба Господня, Копье сотника Лонгина, Баргряница, трость, губка, часть Плащаницы, полотенце с Тайной вечери, две частицы Святой Крови.
И это еще не все - назовем детские пелены Христа, Молоко Богоматери, верхняя часть главы Иоанна Крестителя, главы святых Власия, Климента и Симеона, часть Мафория Богородицы и посох Моисея.


Как такое оказалось «на рынке»? Дело в том, что до окончательного падения Константинополя в 1453 году, город уже бывал разграблен — своими же, братьями-христианами. В 1203 году рыцари Четвертого крестового похода свернули с маршрута, приплыли в Константинополь и, понаблюдав некоторое время за дворцовыми интригами и коррупцией, захватили город. Так возникла Латинская империя, которая существовала 57 лет, пока византийцы не отбили столицу. К тому времени, как Людовик начал собирать свои сокровища, Латинская империя уже была на последнем издыхании, денег отчаянно не хватало, и латинский император Балдуин II де Куртене принялся распродавать самое святое. За 13 тыс. золотых империалов он заложил венецианскому патрицию Терновый венец, выкупить обратно его, разумеется, не смог — и в 1239 году Венеция продала это Орудие Страстей Людовику. Встреча реликвии превратилась в большой христианский и политический праздник — благодаря этому перемещению Париж стал новым «небесным Иерусалимом», Франция — «Землей Обетованной», а Людовик — преемником ромейских императоров.

Людовик помещает Терновый венец в Сент-Шапель. Миниатюра 15 века из манускрипта, представленного на выставке

Далее король стал охотиться за другими закладами разорившегося императора — его послы отправились в Сирию и выкупили несколько предметов, в том числе Крест Распятия, у ростовщиков, местных тамплиеров. Третья партия была приобретена непосредственно в Константинополе. Итак, в 1239—1247 годах Людовик купил практически все священные реликвии, остававшиеся в руках латинян — 22 предмета. По прибытию в Париж они были переложены в новые реликварии и мощевики - шедевры готического декоративно-прикладного искусства и ювелирного дела.


Сент-Шапель

Реликвиям требовался достойный дом. В 1248 году в Париже построили «святую капеллу» — Сент-Шапель, один из главных шедевров готической архитектуры. Помимо византийских реликвий в ней хранились и другие святыни, например, «ребро Марии Магдалины».

Интерьер Сент-Шапель

Главное, что поражает в Сент-Шапель - витражи. Это самый полный ансамбль узорчатых окон XIII века. Конечно, за восемьсот лет витражи пострадали - виной тому пожары, революции и войны. После реставрации XIX века остались небольшие фрагменты, которые было невозможно использовать, поэтому их передали в музей. Эти сияющие сапфировым светом стекла сегодня можно увидеть на московской выставке.

Витражи в экспозиции выставки в Кремле

Остатки готической роскоши

Поздняя история сокровищ Сент-Шапель грустна. Уже короли начали использовать капеллу, когда не хватало денег - например, Екатерина Медичи забирала оттуда драгоценности на продажу. Во время Французской революции все драгоценности были национализированы и отправлены на переплавку или аукционы. А сами христианские реликвии, этот «опиум для народа», уничтожались. Из всего списка покупок Людовика сохранились только Венец и фрагменты Креста (ныне в Нотр-Даме).

Злоключения, которые претерпевали церковные сокровища Франции, оказывается, не уступают трагедии русского церковного искусства после Октябрьской революции. По этой причине большинство шедевров на выставке в Кремле - «сироты». Да, они были созданы в эпоху Людовика Святого. А что было с ними дальше - остается угадывать. В музеи большинство из них попало от частных лиц, вероятно, выкупавших их у революционеров - грабителей церквей. Помимо французских музеев - Лувра, Клюни, Национальной библиотеки, а также весьма любопытных провинциальных музеев, в выставке принял участие Эрмитаж. И предоставленные им лиможские эмали и резная слоновая кость по уровню не уступают приезжим экспонатам. Многие из них годами скупал в послереволюционном Париже дипломат Александр Базилевский.

Ковчег-реликварий с изображением Христа во славе, Распятия и святых

Блеск витрин

Из всех экспонатов выставки достоверное отношение к Орудиям Страстей имеют лишь несколько вещей. Наиболее эффектный - хрустальный «бублик», стеклянный реликварий, внутри которого когда-то помещался Терновый венец. Увы, это не средневековое сокровище - его изготовили лишь в 1806 году, когда спасенную реликвию поместили в Нотр-Дам.

Реликварий св. Тернового венца. 1806

А это меня сфоткали с "бубликом" и продают теперь за деньги / Агентство "Москва", фото Александр Авилов



Зато XIII веком датируется корона-реликварий, где помещался шип от Венца и щепка от Креста. Правда, она не парижская, а из доминиканского монастыря в Льеже - но монастырю фрагменты реликвий прислал сам Людовик.

Корона-реликварий. Ок. 1260-1280

Кроме произведений ювелирного искусства и витражей на выставке представлены скульптуры, иллюминированные рукописи, монеты и подлинные документы времен Людовика Святого.

Богоматерь с младенцем
Навершие посоха. 1-я пол. 13 века

Информация про билеты -
500 рублей стоит единый билет на посещение выставки и архитектурного ансамбля Соборной площади (для основной категории граждан)

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Яркие витражи королевской часовни Сент-Шапель, сияющие ослепительной синевой, словно им не 800 лет… Небольшая деревянная скульптура Людовика Святого из парижского Музея Клюни, корона-реликварий из Лувра, и завещание Людовика Святого, продиктованное им в феврале 1270 года, перед отправлением в свой второй (и последний) крестовый поход... Ни драгоценные витражи, ни Евангелие с драгоценным окладом времен последних крестовых походов никогда не покидали пределов Франции… Сегодня они в Москве. На выставке "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель", организованной Музеями Московского Кремля вместе с французским Центром Национальных памятников, при поддержке посольства Франции в рамках перекрестного года культурного туризма России и Франции.

Историки называют иногда XIII столетие "веком Людовика Святого" из династии Капетингов. Причем не только во Франции, но, пожалуй, и в Европе. Его жизнь могла бы служить канвой захватывающего рыцарского романа… В ней была спешная коронация в 12 лет. Всего через три недели после неожиданной смерти отца и вскоре после столь же экстренного посвящения в рыцари… Регентшей при малолетнем короле стала его мать, красавица-испанка Бланка Кастильская, чья мудрость и дипломатический дар будут служить на благо сына и Франции до последних ее дней. В жизни Людовика IX (1214-1270) были сражения с мятежными феодалами на юге Франции… Покупка ни много ни мало - Тернового венца (а затем и других реликвий, связанных с крестным путем Христа) у крестоносцев, завоевавших Константинополь, но попавших в финансовый переплет… Было строительство соборов и собирание уникальной королевской библиотеки… Два крестовых похода на Восток… Во время одного он попал со всем войском в плен и был выкуплен за огромную сумму в 400 тысяч ливров, а второй и вовсе стал для него роковым. Людовик IX умрет в Тунисе то ли от чумы, то ли от дизентерии…

Казалось бы, перед нами идеальный герой рыцарского романа, один из тех, кто мог бы вдохновлять благородного героя романа Сервантеса. Уже для жителей XVI века эпоха крестовых походов терялась в туманной дали веков, как сейчас, скажем, для нас - их XVI или более поздний XVII век.

Но этот рыцарь, воин, король стал героем отнюдь не романов - житий. Это был король, который в "Поучениях" детям писал (кстати, на французском, а не на латыни - что было необычно в тот век): "Любезный сын, заповедую тебе сочувствовать всем сердцем бедным и всем, кто мнится тебе страждущим душой и телом". Это был король, нередко носивший власяницу, спавший на хлопковом матрасе без соломы и шелковой простыни… Из самых невероятных историй - встреча в страстную пятницу с прокаженным на улице в Компьене, где был королевский замок. Король, шедший босиком, перешел на сторону больного, догнав его, подал милостыню и поцеловал руку. Неудивительно, что многие из его свиты испуганно крестились.

Один из самых основательных и блистательных французских историков ХХ века Жак Ле Гофф, писавший книгу о Святом Людовике пятнадцать лет, последовательно разделяя житийный жанр от исторической биографии, заметит: "Он, вне всякого сомнения, был первым королем Франции, который возвел такую личную черту, как совесть в королевское достоинство".

Но этот "анахорет" умудряется быть весьма прагматичным политиком (если, разумеется, не считать крестовых походов), укрепившим королевскую власть, игравшим тонко на противоречиях между Папой Римским и императором Священной Римской империи, дипломатом, книжником, создателем новой судебной и административной системы во Франции…

Именно этот противоречивый король-святой фактически и есть главный герой выставки, открывшейся в выставочном зале Патриаршего дворца. Она вся - как магический кристалл, позволяющий сквозь даль восьми веков представить век готики и рыцарских походов и только складывающихся европейских монархий… Век, когда водяная мельница в Европе еще выглядела восхитительным техническим нововведением… Век, еще помнивший Франциска Ассизского - он умер в 1226, в тот же год, когда Людовик, потеряв отца, становится королем.

Выставка выстраивает серию "приближений" к своему герою. Кстати, Жак Ле Гофф разделяет мнение тех, кто считает, что "нам не известен ни один достоверный портрет Людовика Святого". Просто и портреты, и автобиографии, и автографы королей появятся чуть позже - после XIII века. Впрочем, на выставке можно увидеть небольшую деревянную скульптуру, которая предположительно дает представление об облике Людовика Святого, который в молодости, говорят, был хорош собой.

Так вот - первое приближение - это королевская часовня Сент-Шапель в Париже. Та самая, что "бросает вызов законам земного тяготения". Та, что была выстроена специально для хранения купленного сокровища - Тернового венца, привезенного из Константинополя - с заходом в Венецию - в Париж, и освященная в 1248 году. Ее витражи из Национального Центра памятников Франции, лиможские эмали XIII века и того же времени распятия и скульптуры из слоновой кости с изображением Страстей Христовых (из собрания Эрмитажа) - дают представление о красоте оправы, которую король готовил для купленной реликвии. И - о внятности политического послания.

"К тому времени комплексы витражей были во многих соборах. Но обычно отбор сюжетов из Ветхого и Нового заветов подчинен дидактическим целям, - рассказывает куратор выставки, доктор наук Ольга Владимировна Дмитриева. - Здесь же через все витражи красной нитью проходит тема власти. Из Ветхого завета были отобраны, прежде всего, сюжеты, связанные с властью короля. А последний витраж, посвященный принесению Тернового венца во Францию, подчеркивает, что Людовик не просто наследник этих государей, но наследник самого Христа, потому что теперь обладает его короной. Сент-Шапель стала местом, где культ христианских реликвий сливается с культом короля. В этом отличие программы Сент-Шапель от любого другого готического собора".

Второе приближение - реликварии. Среди драгоценнейших - корона-реликварий и четырехлистник реликвария Франциска Ассизского из Лувра. "Этот квадрифолий изумительной работы лиможских мастеров изображает, как Франциск Ассизский получает стигматы… Тема уподобления Христу здесь представлена в изумительной ювелирной форме, - рассказывает Ольга Владимировна. - Франциск Ассизский - святой, которому Людовик старался подражать".

Увы, драгоценный золотой ларец, который обошелся казне в 100 000 турских ливров и в который поместили привезенный из Константинополя Терновый венец Христа (для сравнения - построить Сент-Шапель стоило 40 000 ливров), исчез во время Великой Французской революции. Сам Терновый венец был разделен на три части и хранился в Национальной библиотеке Франции. Сейчас - в Соборе Парижской Богоматери. Тот хрустальный реликварий, украшенный позолоченным серебром, что привезли в Москву из Собора Парижской богоматери, сделан в 1806 году. Он уже должен был не скрывать сокровище, а демонстрировать его. Правда, он помещался в еще один реликварий в форме земного шара, украшенного фигурами ангелов.

Третье приближение - это документы, рукописи и книги. Среди самых впечатляющих - завещание Людовика Святого 1270 года и рукописные книги XIV века. В том числе книга "История жизни короля святого Людовика" Жана де Жуанвиля, рыцаря, приближенного придворного Людовика IX. Он продиктовал свои воспоминания 30 лет спустя после смерти короля. А пережил своего венценосного друга на 47 лет. Можно сказать, мы узнаем о короле из первых уст - от его хорошего знакомого.

Оптика выставочного проекта получается не исчерпывающей, но разнообразной. А значит - позволяет сохранить объемность взгляда.

Прямая речь

Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля:

Я рада, что с помощью французских коллег нам удалось показать замечательные образцы средневекового готического искусства из разных регионов Франции. Такого рода проектов в России никогда не проводилось. Выставка дает уникальную возможность увидеть 78 раритетов эпохи готики из крупнейших музейных собраний Франции и Эрмитажа, рукописи и документы из Национальной библиотеки и Национальных Архивов Франции.

Людовик Святой принципиально важная фигура для истории Франции и Европы. Это была личность очень интересная, противоречивая и многогранная. Он был воином и участвовал в ряде походов как внутри страны, так и за ее пределами. Но войну он не любил и старался решать вопросы мирным путем. Великий дипломат, он участвовал в спорах между английским королем и его баронами, между Папой Римским и Императором Священной Римской империи, находя возможность укрепить позиции Франции.

Людовик IX Святой был не просто очень религиозным человеком, который считал себя несовершенным и думал об улучшении нравов в государстве. Он был королем, при котором завершено строительство основных готических соборов во Франции. Он собрал грандиозную библиотеку. Его очень интересовало все, что касалось юридической и административной жизни государства. Например, такое понятие, как презумпция невиновности, существовавшее в Римской империи, было забыто в Средние века и вновь введено им. Начиная с Людовика Святого, юридическая система европейских законов стоится на этом понятии презумпции невиновности.

Фигура Людовика Святого не слишком хорошо известна нашей публике. И очень символично, что эти непревзойденные шедевры на три месяца переместились из Франции именно в Кремль.

Кстати

Два концерта светской и духовной музыки эпохи французского Средневековья пройдут в Успенском соборе. Четвертого апреля ансамбль Ensenhas исполнит музыку трубадуров XII-XIII веков. 21 апреля состоится концерт пасхальной музыки ансамблей Labirynthus и "Хронос".

А первые лекции об эпохе Людовика Святого и о французском искусстве ХIII века стартуют уже четвертого марта. Подробности читайте .

Цитата

Жак Ле Гофф, историк:

"Он, вне всякого сомнения, был первым королем Франции, который возвел такую личную черту, как совесть в королевское достоинство"

С 3 марта по 4 июня в Музеях Московского Кремля пройдет выставка «Людовик Святой», призванная познакомить российскую публику с величайшими достижениями французской средневековой культуры.

В экспозиции будут показаны подлинные шедевры французского готического искусства, связанные с эпохой одного из самых знаменитых французских королей — Людовика IX Святого (1214–1270). Большинство из них будет впервые представлено в России — в том числе произведения из таких крупнейших собраний Франции, как Музей Лувра, Национальный музей средневековья (Клюни), ряда провинциальных французских музеев, а также рукописи и документы из Национальной библиотеки и Национальных Архивов Франции. В выставке примет участие Государственный Эрмитаж, который предоставит великолепные лиможские эмали и произведения из слоновой кости XIII — начала XIV века из своих собраний.

Людовик Святой вошел в историю как идеальный государь, воплотивший в себе средневековые представления о справедливом христианском короле — благочестивом правителе и христианском рыцаре, защитнике Святой земли (Людовик был руководителем двух крестовых походов), милосердном к нищим, строителе храмов и монастырей, покровителе искусства и науки. Его правление стало временем расцвета готического искусства Франции и его распространения в Европе.

Одним из крупнейших деяний Людовика Святого стало приобретение в 1239 г. реликвий Страстей Христовых, важнейшей из которых был Терновый венец Спасителя, ныне хранящийся в Соборе Парижского Богоматери. Венец был выкуплен Святым Людовиком у императора Латинской империи Балдуина II за огромную сумму. Из Константинополя святыня была торжественно перевезена в Париж, в котором забилось новое сердце — в нем появились величайшая святыня христианского мира, превратившая французского короля из династии Капетингов в «наихристианнейшего короля».


Реликварий Тернового венца, созданный в 1806 г., станет одним из центральных экспонатов выставки. В течение последующих лет Людовик собрал более 20 реликвий Страстей Господних — частицы Креста Господня, камень Гроба Господня, копье сотника Лонгина и другие. Для хранения этих величайших святынь в Париже при королевском дворце была построена Святая Капелла (Сент-Шапель) как драгоценный реликварий из камня — шедевр готического искусства, обладающий наиболее полным на сегодняшний день ансамблем витражей XIII века.

Одно из центральных мест на выставке в Кремле займут фрагменты витражей из Сент-Шапель, частично демонтированные в XIX веке и хранящиеся в Центре Национальных Памятников. Эти великолепные образцы витражного искусства XIII века впервые покинут Францию в таком представительном составе.

Время Людовика Святого было эпохой расцвета во Франции готической скульптуры. На выставке будут представлены произведения, позволяющие оценить ее изысканную пластику: статуя святого Людовика из собрания Музея Клюни, а также дочери короля, Изабеллы, из коллегиальной церкви в Пуасси, где был крещен Людовик, образ Богоматери с Младенцем из Музея Лувра.


Посетители смогут увидеть великолепные образцы ювелирного искусства времен высокой готики — изящные произведения работы парижских мастеров и знаменитые лиможские эмали, ковчег-квадрифолий с образом святого Франциска Ассизского, корону-реликварий, по преданию подаренную Людовиком монастырю доминиканцев в Льеже, Евангелие с драгоценным окладом для богослужений в Святой Капелле.

Несомненный интерес у посетителей выставки вызовет редчайшая возможность познакомиться с изысканным искусством средневековой книжной иллюминации. В экспозиции можно будет полюбоваться красочными миниатюрами и орнаментами рукописных книг, авторы которых словно бы черпали вдохновение в ярком убранстве Сент-Шапель.

Электричество