Формирование речевой активности дошкольников с онр. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с онр средствами сказкотерапии. Особенности развития речи у детей с ОНР

Евгения Петелько
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении

Сказка , при творческом подходе к ней, позволяет решать задачи формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР .

Логосказки способствуют развитию многих сторон личности дошкольника . Они решают следующие задачи :

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Совершенствованию звуковой стороны речи и исправление звукопроизношения;

-развитие связной (диалогической и монологической) речи;

Усвоение богатства родного языка;

Усвоение элементов речевого общения (жестов, пантомимики, мимики, интонации) ;

-активизация , пополнение и обогащение словаря;

Совершенствование грамматического строя речи;

-развитие артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики;

Работа над интонационной выразительностью речи;

Коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Обогащение знаниями, умениями, навыками;

-развитие интереса к литературе и театру;

Повышение эффективности мотивации речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;

Приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова;

Приобщение к речевой культуре, народному фольклору.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

- развитие психических процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания, речи, мышления) ;

-развитие таких качеств личности, как самодеятельность, самостоятельность, инициатива, воображение и творчество;

Формирование нравственных норм поведения;

Воспитание морально-волевых качеств личности;

Создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой ;

- профилактика застенчивости , замкнутости, агрессии, страхов у детей;

Осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Формирование положительного настроя на занятие;

Создание интереса к изученным ранее упражнениям;

Сохранение в памяти полученных знаний, актуализация их в новой ситуации;

Совершенствование творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль) .

Логосказки могут представлять собой дидактическую игру , театрализованное представление или выступать как их часть.

Выделяют несколько видов логосказок :

Артикуляционные (на развитие дыхания , артикуляционной моторики) ;

Пальчиковые (на развитие мелкой моторики , графических навыков) ;

Фонематические (на уточнение артикуляции заданного звука) ;

Лексико-грамматические (на обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

Сказки , способствующие формированию связной речи;

Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах) .

ПРИМЕРЫ ЛОГОСКАЗОК ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ :

Артикуляционные логосказки .

В течение учебного года проводится совместная работа учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы по развитию мелкой и артикуляционной моторики. В сентябре знакомим детей с дидактической сказкой «Путешествие Язычка» - игровые упражнения для развития речевого аппарата (артикуляционная гимнастика) . В играх дети учатся правильному, плавному длительному выдоху (логосказки «Колобок» , «Как муха путешествовала» , развивают мелкую (пальчиковая гимнастика) и общую моторику (физминутки, слуховое внимание (игра «Чей голосок» ).

Была разработана серия занятий по сказкам («Теремок» , «Лисичка сестричка и серый волк» , «Репка» , «Колосок» , которые отбирались из «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста ». Эти сказки были выбраны потому , что их сюжеты побуждали работу воображения, затрагивали нравственные и эстетические чувства, служили углублению интереса к речевой деятельности.

Логосказки для обучения грамоте.

Для усвоения детьми понятия ряда использую логосказку «Репка» - как в сказке каждый герой находится на определенном месте в ряду, так и звуки в слове стоят каждый на своем месте (первый, второй, последний) . В дальнейшем при определении места звука в слове дети легко понимают, где начало, середина и конец слова.

Для занятий по подготовке к обучению грамоте было разработано дидактическое пособие - логосказка «Город звуков» . В нашем городе есть домики для гласных и для согласных звуков. Для работы над гласными звуками использую русскую народную сказку «Теремок» .

Каждый герой может исполнять мелодию только на одном звуке : лягушка поёт на звук А, зайчик – Э, лиса – О, волк – У, медведь – Ы, мышка – И. Набор головок – персонажей плоскостного театра «Теремок» состоит из шести портретов – героев лесного театра, которые вырезаются вместе с ручкой. Форма открытого рта героев красного цвета (обозначение гласных) и меняется в зависимости от произносимого звука. Можно брать набор объемных игрушек кукол из любого материала и с помощью героев сказки проводить упражнения на слушание и произнесение гласных звуков. Аналогично подбираются герои для согласных звуков : П – Паучок, Х –Хомячок (для твердых согласных, мальчик Петя и девочка Лена (для мягких звуков) .

Речевое развитие и коррекция речи детей с ОНР (общим недоразвитием речи ) становятся более эффективными, когда учитель-логопед создает положительные эмоциональные условия, а именно – использует на занятиях логосказки .

Публикации по теме:

Информация «Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ» Информация «Познавательно- речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ»

Консультация «Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора» «Формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора» Важнейшим источником развития.

Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература. Надо глубоко осознать сказанное.

Особенности познавательной и речевой активности у дошкольников с речевыми нарушениями ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Речевое развитие включает в себя: 1. Развитие словаря.

Познавательно - речевой проект «Такие разные слова» для старших дошкольников с ОНР. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников средствами опытов и экспериментов Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребенок по своей природе – пытливый.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную.

Голубева Галина ,
учитель-логопед, МАДОУ №51,
М.О., г. Мытищи,

Сертификат о публикации:

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления и специальные логопедические сказки (логосказки).

Сказка, при творческом подходе к ней, позволяет решать задачи формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Театрализованные игры и логосказки способствуют развитию многих сторон личности дошкольника.

Они решают следующие задачи:

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
-совершенствованию звуковой стороны речи и исправление звукопроизношения;
-развитие связной (диалогической и монологической) речи;
-усвоение богатства родного языка;
-усвоение элементов речевого общения (жестов, пантомимики, мимики, интонации);
-активизация, пополнение и обогащение словаря;
-совершенствование грамматического строя речи;
-развитие артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики;
-работа над интонационной выразительностью речи;
-коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
-обогащение знаниями, умениями, навыками;
-развитие интереса к литературе и театру;
-повышение эффективности мотивации речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;
-приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова;
-приобщение к речевой культуре, народному фольклору.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-_ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
- развитие психических процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания, речи, мышления);
-развитие таких качеств личности, как самодеятельность, самостоятельность, инициатива, воображение и творчество;
-формирование нравственных норм поведения;
-воспитание морально-волевых качеств личности;
-создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;
- профилактика застенчивости, замкнутости, агрессии, страхов у детей;
-осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
- формирование положительного настроя на занятие;
- создание интереса к изученным ранее упражнениям;
- сохранение в памяти полученных знаний, актуализация их в новой ситуации;
-совершенствование творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Логосказки могут представлять собой дидактическую игру, театрализованное представление или выступать как их часть.
Выделяют несколько видов логосказок:
Артикуляционные (на развитие дыхания, артикуляционной моторики);
Пальчиковые (на развитие мелкой моторики, графических навыков);
Фонематические (на уточнение артикуляции заданного звука);
Лексико-грамматические (на обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
Сказки, способствующие формированию связной речи;
Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

ПРИМЕРЫ ЛОГОСКАЗОК ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:
Артикуляционные логосказки.
В течение учебного года проводится совместная работа учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы по развитию мелкой и артикуляционной моторики. В сентябре знакомим детей с дидактической сказкой «Путешествие Язычка» - игровые упражнения для развития речевого аппарата (артикуляционная гимнастика). В играх дети учатся правильному, плавному длительному выдоху (логосказки «Колобок», «Как муха путешествовала»), развивают мелкую (пальчиковая гимнастика) и общую моторику (физминутки), слуховое внимание (игра «Чей голосок»).

Была разработана серия занятий по сказкам («Теремок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Репка», «Колосок»), которые отбирались из «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста». Эти сказки были выбраны потому, что их сюжеты побуждали работу воображения, затрагивали нравственные и эстетические чувства, служили углублению интереса к речевой деятельности.

Логосказки для обучения грамоте.
Для усвоения детьми понятия ряда использую логосказку «Репка» - как в сказке каждый герой находится на определенном месте в ряду, так и звуки в слове стоят каждый на своем месте (первый, второй, последний). В дальнейшем при определении места звука в слове дети легко понимают, где начало, середина и конец слова.

Для занятий по подготовке к обучению грамоте было разработано дидактическое пособие - логосказка «Город звуков». В нашем городе есть домики для гласных и для согласных звуков. Для работы над гласными звуками использую русскую народную сказку «Теремок». Каждый герой может исполнять мелодию только на одном звуке: лягушка поёт на звук А, зайчик – Э, лиса – О, волк – У, медведь – Ы, мышка – И. Набор головок – персонажей плоскостного театра «Теремок» состоит из шести портретов – героев лесного театра, которые вырезаются вместе с ручкой. Форма открытого рта героев красного цвета (обозначение гласных) и меняется в зависимости от произносимого звука. Можно брать набор объемных игрушек кукол из любого материала и с помощью героев сказки проводить упражнения на слушание и произнесение гласных звуков. Аналогично подбираются герои для согласных звуков: П – Паучок, Х –Хомячок (для твердых согласных), мальчик Петя и девочка Лена (для мягких звуков).

Речевое развитие и коррекция речи детей с ОНР (общим недоразвитием речи) становятся более эффективными, когда учитель-логопед создает положительные эмоциональные условия, а именно – использует на занятиях театрализованные игры – драматизации и логосказки.

Рекомендуемая литература:
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
2. Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед. – 2009. - № 3. – с. 34-37
3. Жога Л.Н., Саяпова Н.Г., Епрева Е.Ю., Овчинникова Е.В., Рукосуева Л.А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. - № 4. – с. 46-75
4. Жулина Е.В., Голубева И.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. – 2008. - № 5. – с. 111-116
5. Екименко В.А., Столярова Н.Л. Логосказки – как вид коррекции речевых нарушений дошкольников. - «Логопед», научно-методический журнал, № 1 – 2008 г.
6. Линчук Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. – 2007. - № 6. – с. 84-93
7. Трошин О.В., Голубева И.В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития // Логопед. – 2006. - № 1. – с. 4-10
8. Фурсенко Н.А. Театрализованные игры в помощь логопеду // Логопед. – 2005. - № 5. – с. 92-95
9.Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Логопед высшего уровня квалификации,

КГКП № 121 я\с «Айналайын»

Переход дошкольных организаций к работе по новому стандарту ставит перед дошкольными работниками задачу, решение которой направлено на организацию комплексного сопровождения индивидуального развития ребёнка. Содержание педагогического процесса в Стандарте построено на трёх взаимосвязанных принципах: интеграции, дифференциации, индивидуализации.

Интеграция содержания работы по речевому развитию дошкольников позволяет создать такую модель организации педагогического процесса, где ребёнок постигает базовые категории родного языка с различных точек зрения через интеграцию образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Здоровье», «Социум».

Игровая деятельность

«Коммуникация»

«Познание»

«Здоровье»

Трудовая деятельность

Творческая деятельность

Досуговая деятельность

«Творчество»

Совместная деятельность педагога с детьми

Интеграция ОУД

«Социум»

Интеграция речевого развития дошкольников с ОНР в ДО

Самостоятельная речевая деятельность

Уголок детской книги

Игровая деятельность

Творческая деятельность по интересам

Развитие речи в логопедической группе для детей с ОНР осуществляется через интеграцию образовательных областей на ОУД по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, и др…, а также в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребёнка. Однако коррекция речевых навыков дошкольников с ОНР только на специально организованной учебной деятельности может дать устойчивый коррекционно – развивающий эффект.

Главная цель речевого воспитания в логопедической группе состоит в том, чтобы ребёнок с ОНР освоил нормы и правила родного языка, умел гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование её грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, происходит постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако при этом на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это освоение смысловой стороны слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений.

Интегрированная ОУД не имеет чёткой структуры, но имеет отличительные особенности, которые необходимо помнить и соблюдать:

Необходима предельная чёткость, компактность, небольшая информативность учебного процесса,

Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов,

Свободное размещение наглядного материала,

Привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.

ОУД интегрированного характера более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию задач, охватывающих различные стороны речевого развития, у дошкольников проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного речевого опыта.

Предлагаемая технологическая карта представляет собой примерный конспект интегрированного вида ОУД по формированию речевых навыков у старших дошкольников с ОНР.

Литература

    Белая К.Ю. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» Москва, 2008год.

Приложение 1.

Технологическая карта интегрированной организационной учебной деятельности для старшей логопедической группы.

Образовательные области : «Коммуникация», «Познание», «Социум», «Творчество».

Разделы : ознакомление с окружающим, математика, развитие речи, обучение грамоте, художественная литература, конструирование.

Тема : «В гостях у жителей теремка».

Цели: - формировать умение составлять описательные рассказы о животных с опорой на схему, правильно строить простые и сложные предложения и употреблять их в собственной речи, грамматически правильно изменять слова в предложениях.

Развивать умения производить звуковой анализ слов, подбирать слова к звуковым моделям, дифференцировать звуки по их качественным характеристикам. Расширять активный словарь детей на основе углубления представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Развивать творческое воображение, умение активно действовать в условиях проблемной ситуации, создавать новые, сложные собственные конструкции и правильно воплощать свои мысли.

Воспитывать заботливое, чуткое отношение к животным, проявлять поведенческие навыки в природе. Формировать критическое отношение к собственной речи и речи сверстников, умение находить и исправлять допущенные ошибки.

Этапы деятельности

Действия педагога

Действия детей

Организационный момент

Добрый день, ребята! В моей волшебной шкатулочке живут «волшебные ниточки», и у них, как и у людей, бывает разное настроение. Давайте передадим их настроение. Педагог передаёт «волшебные ниточки», на которых изображено то или иное настроение.

Молодцы, ребята, правильно изобразили.

Какое настроение вам нравится больше?

Хорошо. Когда у нас с вами радостное, весёлое настроение, тогда любое дело получается.

Все на свете любят сказки,

Все на свете дети сказку очень ждут.

Если очень любишь. Если очень веришь,

Сказки станут былью, в гости к нам придут.

Ребята, я приглашаю вас в сказочное путешествие в страну сказок. С помощью волшебной палочки я превращаю вас в красивых бабочек. Полетели бабочки и прилетели на полянку.

Дети по очереди изображают это настроение мимикой и передают следующему «грустилку», «веселилку», «смешинку» и т. д.

Дети «летят « на волшебную полянку и видят сказочный дом.

Мотивационно - побудительный

На поляне дети видят сказочный дом. Педагог предлагает детям рассмотреть сказочный дом, назвать, из чего он сделан, назвать свойства дерева.

Педагог предлагает подумать, из какой сказки этот дом.

Стоит в поле теремок, теремок

А на нём висит замок…

Давайте произнесём волшебные слова: раз, два, три – замок отвари! (замок открывается, на ёлке возле дома висят маски. На заборе прикреплен конверт. Педагог открывает его и читает:

Ребята, чтобы попасть в эту сказку, вы должны её разыграть, как настоящие артисты. Но представление будет необычное. Чтобы попасть в теремок, нужно выполнить предложенные задания. Итак, сказка начинается.

Дети определяют, что дом сделан из дерева, значит, он деревянный, не тонет в воде, горит и т. д.

Дети высказывают предположения, кто может жить в доме, и из какой он сказки:

Машенька из сказки «Три медведя», коза с козлятами из сказки «Волк и семеро козлят», петух из сказки «Жихарка», жители теремка.

Произносят волшебные слова.

Дети надевают маски.

Организационно - поисковый

Дети инсценируют сказку, по ходу которой логопед задаёт вопросы:

Кто пришёл в теремок первым?

Составь описательный рассказ о мышке.

Какой по счёту пришла лягушка – квакушка?

Какой первый звук в слове «лягушка».

Сколько слогов в слове « лягушка».

Кто пришёл в теремок третьим?

Какое слово длиннее: «заяц», «лягушка»?

Определи по звуковой схеме, кто пришёл в теремок следующим?

Сколько звуков в слове «лиса»? Гласных? Согласных?

Какой по счёту пришёл волк?

Составьте предложение со словом «волк».

Кто пришёл в теремок последним? С появлением медведя детям предлагается решить проблемную ситуацию: «Как сделать так, чтобы медведь не сломал теремок и остался жить с другими зверями?». Приходит медведь и благодарит всех за помощь.

Ребёнок отвечает на вопрос и составляет описательный рассказ о мышке с опорой на схему.

Определяют, какой по счёту пришла лягушка – квакушка.

Определяют, какой первый звук в слове, считают слоги.

Определяют, кто по счёту пришёл третьим, определяют количество слогов в слове «заяц», сравнивают со словом «лягушка».

Определяют, кто пришёл в теремок, определяют количество звуков в слове «лиса».

Определяют, какой по счёту пришёл волк, составляют предложение со словом «волк».

Определяют. Кто в теремок пришёл последним. Предполагаемые ответы детей: пусть спит около ёлки, построить ему новый домик.

Конструируют из строительного материала дом для медведя.

Рефлексивно – корригирующий.

Постарались вы, ребята,

Я очень. Очень рада.

В путь пора нам собираться

И со сказкой прощаться

Посмотрите, а что это за лукошко? Да там подарок от жителей теремка:

Волшебная книга сказок!

Дети радуются, благодарят жителей теремка и отправляются в группу.

Ожидаемый результат:

Знать : название животных, предметов на казахском языке, применение слов казахского языка в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Иметь : представления и знания о звуковой системе родного языка, смыслоразличительной функции звуков, иметь навыки разрешения проблемной ситуации через создание новых собственных конструкций и воплощение своих замыслов.

Уметь : составлять описательные рассказы о животных с опорой на схему, употреблять в речи простые и сложные предложения, грамматически правильно изменять слова в предложениях, правильно отвечать на вопрос: какой по счёту?, производить звуковой анализ слов, подбирать слова по предложенным звуковым моделям, использовать средства интонационной выразительности.

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем реферата 29 листов. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется объект. предмет, цели, задачи, гипотеза исследования. В первой главе " Теоретические и методологические аспекты применения проектного метода для развития речевой активности дошкольников с ОНР представлен анализ отечественной литературы по проблеме исследования. Во второй главе "Пути использования проектного метода у дошкольников логопедической группы с ОНР при развитии у них речевой активности" предсавлена исследовательская работа по использованию проектного метода для развития речевой активности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62 комбинированного вида Советского района

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Тема: Развитие речевой активности дошкольников с ОНР через реализацию проектного метода.

Информационно – творческий логопедический проект

для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи

«Осень в Башкортостане»

Выполнила

Учитель - логопед

Шаяхметова Ирина Викторовна

Уфа 2013

Введение_________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты применения проектного метода для развития речевой активности дошкольников с ОНР.__________________________________________________________6

1.1. Основные понятия и принципы проектного метода в современной научной психолого-педагогической литературе.________________________6

1.2. Проблема анализа речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР._______________________________________________10

Выводы______________________________________________________14

Глава 2. Пути использования проектного метода у дошкольников логопедической группы с ОНР при развитии у них речевой активности.___________________________________________________15

2.1. Характеристика экспериментальной группы.___________________15

2.2. Разработка методик для исследования речевой активности у экспериментальной группы._______________________________________16

2.3. Анализ результатов первичной диагностики.____________________17

2.4. Использование проектного метода в логопедической группе для детей с ОНР с целью развития у них речевой активности._____________________21

2.5. Качественно – количественный анализ по итогам эксперимента.____25

Выводы ________________________________________________________26

Заключение __________________________________________________27

Литература ______________________________________________________29

Введение

Развитие речевой активности детей является одной из главных задач коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). В современных исследованиях понятие «речевая активность» рассматривается как свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого человека.

Недостаточное развитие речевых средств у детей с ОНР ограничивает круг их общения и приводит к возникновению замкнутости, стеснительности, безынициативности. В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов.

Анализ литературы свидетельствует о том, что мало изучены оценочные критерии речевой активности детей. Отсутствует система занятий, способствующих развитию речевой мотивации. Решить эти вопросы - значит повысить эффективность логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Перед нами встал вопрос о поиске условий успешного развития речевой активности детей логопедической группы. Мы решили, что таким условием вполне может стать проектная работа. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний и формировать коммуникативные навыки. Метод проектов ценен тем, что решая в ходе проектирования различные практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи получают познавательный опыт, мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, тренируют речевые умения и навыки, учатся делать выводы.
Актуальность данной проблемы рассматривается в творческом использовании метода проектов для совершенствования и развития речевой активности дошкольников в логопедической группе. Ведь именно со старшего дошкольного возраста закладываются основы коммуникативных навыков, которые непременно понадобятся детям в начальной школе. Кроме того, в настоящее время, использование проектной методики составляет актуальную задачу для всех воспитателей, логопедов и учителей школ.

Цель исследования - выявить возможности использования метода проектов для развития речевой активности дошкольников с ОНР в логопедической группе.

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические и методологические аспекты проектного метода на основе современных научно-практических трудов.

2. Выявить особенности речевой активности у дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Разработать психолого-педагогические методики, которые в экспериментальных условиях изучения старших дошкольников с ОНР могли бы позволить диагностировать уровни речевой активности.

4. Разработать систему работы по внедрению метода проектов в процесс обучения старших дошкольников с целью развития у них речевой активности.

5. Оценить эффективность метода проектов и разработать методические рекомендации по его внедрению в процесс развития речевой активности старших дошкольников с ОНР.

Объект исследования – речевая активность старших дошкольников с ОНР.

Предмет исследования – метод проектов как средство развития речевой активности у дошкольников с ОНР.

Проведенное исследование было направлено на проверку гипотезы – развитие речевой активности у старших дошкольников с ОНР может быть успешным при реализации в логопедической группе проектного метода.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

  • анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;
  • наблюдение за непосредственно-образовательной деятельностью детей подготовительной группы №7, детского сада №62;
  • беседа с воспитателями, детьми и родителями;
  • изучение специальной документации;
  • экспериментальные методы и обработка полученных данных.

Структура реферата состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1 . Теоретические и методологические аспекты применения проектного метода для развития речевой активности

дошкольников с ОНР.

  1. Основные понятия и принципы проектного метода в современной научной психолого-педагогической литературе.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности в воспитании и обучении детей. Перед педагогами стоит задача закладывать основы самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.

Проект – (по Википедии) это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Сущность понятия «проект» связана с такими научными понятиями как «деятельность», «творчество». Понятие «проектная деятельность» находит своё отражение на стыке двух гуманитарных дисциплин - педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания.

Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник ещё в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и его учеником В.Х.Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов ещё в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В настоящее время, в образовательной практике, где проектный метод обучения, после забвения вновь начал применяться с 80-х годов прошлого века уже накоплен достаточно большой опыт его реализации. В последнее десятилетие в научно-педагогической литературе уже много написано о сущности и современном прочтении метода проектов.

По мнению Н.В. Матяш (2000 г.) проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность – это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.

Е.С.Полат (1998г.) в основу метода проектов ставит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Он говорит о проекте как о пути познания, способе организации процесса познания.

Определение И.В. Цветковой на наш взгляд, наиболее точно характеризует метод проектов: «Метод проектов есть способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Находясь в постоянном поиске новых форм и методов повышения качества образования, специалисты дошкольной ступени так же обратили внимание на метод проектов. Использование его в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, т.е. нововведение, новшество.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе, в дошкольном учреждении, проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Морозова Л.Д. выделяет следующие основные этапы работы над проектами:

1.Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:

к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта (практическая часть).

4. Публичное представление продукта проектной деятельности.

5. Подведение итогов, определение задач для новых проектов.

Как правило, темой проектов становится определённый раздел образовательной программы, её определяют педагоги. Но если тема возникла по инициативе самих детей, что иногда случается, то это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

Целесообразно со старшими дошкольниками реализовывать в течение года до 5 проектов. Совместный проект обязательно должен быть доведён до конца, должен быть осязаемый продукт проектной деятельности (макет, выставка, альбом, праздник и др.) Ребёнок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.

Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана воспитательно-образовательной работы с пометкой «проект». Можно разработать специальную проектную карту, в которой указываются виды коллективной деятельности, через которые реализовываются отдельные этапы (задачи) проекта.

Ю.А.Фадеева и И.И.Жилина (2012 г.) определили тематику и виды проектов.

Тематика проектов может быть разнообразной, например:

  • Экономической, патриотической, математической направленности;
  • По изучаемой лексической теме;
  • Направленную на социализацию в общество;
  • Ознакомление с творчеством детских писателей.

По роду деятельности проекты могут быть:

  • Исследовательско-творческими;
  • Творческими;
  • Инфомационно-практико-ориентированными;
  • Ролево-игровыми.

Виды проектов по срокам реализации:

  • Краткосрочный (одно или несколько занятий);
  • Средней продолжительности;
  • Долгосрочный (на учебный год).

Работа над проектом в группе для детей с ОНР должна осуществляться при участии воспитателя, учителя – логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей.

  1. Проблема анализа речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, и своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий его нормального психического развития. Активное пользование ею имеет большое значение для формирования полноценной личности, гармоничного психофизического развития и успешного обучения в школе.

Задержка речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания ребенка. Изучению речи дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены многочисленные исследования. Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская, говоря об отклонениях в формировании произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи, отмечают низкую речевую активность детей данной категории. У детей, как правило, возникают замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.

Доказано, что отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. Следовательно, нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие. Среди практических разработок комплексного развития речевых и психических процессов в условиях общего недоразвития речи нами не найдено решение проблемы активизации речевого общения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

В научной литературе имеются различные подходы к рассмотрению понятия «речевая активность». И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин рассматриват её как один из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью. Б.Г.Ананьев, М.М.Бахтин, Л.И.Божович, О.Е.Грибова, Р.М.Фрумкина как условие речевого общения. Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия как показатель интеллектуального развития.

Наряду с термином «речевая активность» в литературе встречаются

термины «коммуникативно-речевая активность» и «активная речь». Под

коммуникативно-речевой активностью понимается свойство человека характеризующееся стремлением к разнообразной речевой деятельности. Она может изменяться в связи с изменениями самой личности, социальной среды, в которой развивается личность под воздействием обучения. «Речевая активность» и «активная речь» часто используются как синонимы.

Проявлениями речевой активности исследователи считают: быстроту

речевых реакций; выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстроту и

точность выбора слов, правильность развертывания синтаксических конструкций, текста; способность ребенка без подсказок и длительных пауз развивать свою мысль; темп речевых высказываний; словоохотливость, которые прослеживаются во всех функциях речи.

Проявления речевой активности зависят, прежде всего, от потребности в

общении. На каждом этапе развития ребенка потребность в общении предстает как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения основных для его возраста задач. Процесс общения ребенка с взрослым зависит от того, как складываются их взаимоотношения, существует ли между ними эмоциональные связи, эмоциональный контакт. В зависимости от того на каком этапе становления сотрудничества находится ребенок, его нужда во взрослом будет различной: взрослый – помощник, соучастник или образец для подражания.

Для осуществления коммуникативной деятельности и проявления речевой активности, по мнению Л.А.Венгер, необходима потребность в новых впечатлениях или познавательная активность. На протяжении дошкольного возраста развитие познавательной деятельности ребенка способствует изменению характера активной поисковой деятельности. Это проявляется в поиске информации и для этого важно, чтобы работа по развитию речи проводилась одновременно и взаимосвязано с ориентировкой в окружающем.

Изучив и проанализировав анализ трудов вышеупомянутых авторов изложим основные положения по проблеме речевой активности дошкольников.

1. Формирование речи в дошкольном возрасте определяется развитием новых видов деятельности и новых форм общения с взрослыми по поводу этих видов деятельности.

2. Высшие психические функции внутренне связаны с развитием речевой активности и языковой способности. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка - его восприятие, мышление, память. Однако процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления.

3. Социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности ребенка - важные факторы социального и общего развития ребенка в дошкольном возрасте, поэтому особые требования предъявляются к речи педагога и его умению моделировать педагогические ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков воспитанников.

Проявление коммуникативно-речевой активности зависит от:

а) особенностей характера ребенка;

б) наличии потребности в самовыражении; конкретной ситуации, обстановки; уровня владения языком; организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения); характера педагогического общения педагога с обучающимся; характера общения товарищей по учебной группе.

Решение задач стимуляции речевой активности и развития языковой способности детей предполагает:

1.Развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям.

2. Развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов, различение грамматических форм.

Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи, ведет за собой ее развитие. Динамика соотношения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности детей в общении со сверстниками и взрослым при переходе от уровня пассивной к активной адаптации. Дети все чаще включаются в речевые взаимодействия с воспитателями и сверстниками, учатся решать задачи речевой коммуникации. Самым важным достижением являются следующие умения, которыми должен обладать ребёнок:

Слушать и понимать обращённую к нему речь;

Вступать в разговор и поддерживать его;

Отвечать на вопросы и спрашивать самому;

Уметь объяснять;

Пользоваться разнообразными языковыми средствами;

Основными показателями речевой активности детей дошкольного возраста являются:

Присутствие инициативы в речевой деятельности;

Поддержание и подкрепление инициативы, при наличии значимого «подкрепления» (яркой наглядности, игровой мотивации и т.д.)

Присутствие «умственного удивления» (любопытства, интереса и т.д.)

Высокая трудоспособность в речевой деятельности.

Выводы. Резюмируя изложенный в главе материал и результаты анализа рассмотренных литературных источников, выявив особенности проектного метода и раскрыв содержание понятий: «проектный метод» и «речевая активность» мы пришли к выводу о теоретической обоснованности, возможности и необходимости использования данного метода в логопедической группе для дошкольников с ОНР

Глава 2. Пути использования проектного метода у дошкольников логопедической группы с ОНР при развитии у них речевой активности._

2.1. Характеристика экспериментальной группы

С целью практического обоснования выводов полученных в ходе теоретического изучения проблемы нами была построена исследовательская работа.

Работа велась с 4 октября по 16 ноября 2012 года и предусматривала несколько этапов.

1-й этап работы – выявление проблемы;

2-й этап работы – проведение диагностики;

3-й этап работы – сбор информации о путях решения проблемы;

4-й этап работы – проведение формирующего эксперимента;

5-й этап работы – консультации на различных стадиях решения проблемы;

6-й этап работы – проведение итоговой диагностики и обсуждение итогов.

В эксперименте приняли участие 10 воспитанников подготовительной логопедической группы № 7 , МАДОУ детский сад № 62.

1. Ахметшина Алина 31.05.2006 ОНР – III уровня

2. Белозёрова Ксения 26.10.2005 ОНР – III уровня

3. Воднев Илья 10.08.2006 ОНР – III уровня

4. Герасин Ваня 24.05.2006 ОНР – III уровня

5. Маркелов Егор 02.09.2006 ОНР – III уровня

6. Редькина Вика 12.07.2006 ОНР – III уровня

7. Сираев Радмир 14.07.2006 ОНР – II уровня

8. Тарзимина Амалия 14.082006 ОНР – II-III уровня

9. Фархутдинов Дамир 13.10.2005 ОНР – III уровня

10. Фархутдинов Радмир 13.10.2005 ОНР – III уровня

Все участники проекта были зачислены в логопедическую группу психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) с заключением общее недоразвитие речи. У 8 детей ОНР - III уровня, у 2 детей ОНР - II уровня. Шестеро детей имеют задержку психического развития.

Нами были изучены медицинские речевые карты детей. Проведена беседа с воспитателями группы о встречающихся трудностях в работе с детьми. Среди первых были названы: «дети не проявляют активности, стараются промолчать, не проявляют заинтересованности, хотя почти у всех детей исправлены нарушения произношения».

Проанализировав все результаты, мы пришли к выводу, что у детей данной группы снижена речевая активность и одним из методов её повышения и развития может стать проектный метод.

С целью углубленного изучения речевой активности мы провели диагностику.

2.2. Разработка методик для исследования речевой активности у экспериментальной группы.

На первом этапе эксперимента мы изучали отношение детей к взрослым.

В процессе наблюдений за детьми фиксировались: общий эмоциональный фон поведения ребенка (положительный, неустойчивый, отрицательный).

На втором этапе изучалась речевая активность детей в игровой и непосредственно образовательной деятельности.

При диагностике речи в разных видах деятельности мы опирались на понимание структуры речевой активности, предложенной М.Р.Львовым.

В качестве компонентов речевой активности мы выделяем:

  • количество речевых реакций в разнообразных ситуациях;
  • выбор игр, занятий, связанных с речью;
  • быстроту и точность выбора слов, а также элементов содержания речи;
  • быстроту и правильность развертывания синтаксических конструкций;
  • реакцию на поступок или высказывание других.

Этот раздел исследования мы проводили методом планомерного и целенаправленного фиксирования фактов.

Для получения данных наблюдение проводилось в течение недели. За каждым ребенком наблюдали не менее 2-3 раз: в течение 25 минут в непосредственно образовательной деятельности, 15 минут во время игры. Во время наблюдения экспериментатор не вмешивался в деятельность детей. Фиксировались действия испытуемых, частота и построение высказываний, общий объем речевой продукции (количество слов) за данный промежуток времени.

На третьем этапе оценивали наличия коммуникативных умений и навыков, изучение которых проводилось во время наблюдений за детьми в разных условиях общения с взрослыми вне занятий. В ходе наблюдений отмечалось: поводы общения; частота речевых контактов с взрослыми и детьми; ситуации общения, в которых дети чаще проявляли речевые реакции; ответные реакции на речевые воздействия педагога, их характер, длительность; характер отношений с детьми.

На четвертом этапе исследования мы использовали анкету, предложенную Н.Г. Лускановой (1999) для скрининговой оценки познавательной мотивации. Анкета была адаптирована нами в соответствии с особенностями деятельности детей старшего дошкольного возраста. Подсчет баллов производился с помощью ключа, предлагаемого Н.Г. Лускановой.

2.3. Анализ результатов первичной диагностики.

Полученные данные послужили критерием при установлении количественного показателя речевой активности ребенка.

По результатам первого этапа наблюдений были выделены: 60 случаев положительного отношения к взрослым, 28 случаев неустойчивого отношения, 2 случая отрицательного отношения к взрослым.

По данным наблюдений, проводимые на втором этапе выделены 3 группы детей, различающихся по степени активности пользования речью. В 1 группу вошли дошкольники, которые за 15 минут сказали от 0 до 20 слов; во 2-ую – от 20 до 50 слов; в 3-ю – от 50 и более слов.

Большинство старших дошкольников с общим недоразвитием речи мало говорят во время игровой деятельности. Четыре человека из десяти (40%) попали в самую слабую 1 группу, что свидетельствует о том, что они находятся на низком уровне активного пользования речью. Дети, вошедшие в первую группу, самостоятельно за 15 минут сказали в среднем 14 слов. Все они предпочитают игры в одиночестве (игры с куклами, мягкими игрушками, машинками, мозаику, пазлы, конструктор). Во время игровой деятельности молчат или сопровождают свои действия констатирующими одно-двух-трехсловными предложениями. Выбирают занятия, не требующие речевых действий – рисование, помощь в накрывании столов.

На занятиях воспитателя дети этой группы больше молчат, отвечают односложно, только на вопросы взрослых, не проявляют инициативу, подчиняются инструкциям со стороны взрослых или сверстников.

При оценке коммуникативных умений и навыков во время общения, выявлено, что речевые реакции детей по отношению к взрослым в свободной деятельности проявлялись по следующим поводам: желание что-либо получить, за помощью, с «жалобой». Между детьми практически отсутствовали речевые контакты, голосовые и речевые реакции наблюдались только в случае конфликтной ситуации («спор» из-за одной игрушки).

Самая малочисленная в количественном отношении 3 группа 2 человека (20%). Детьми в среднем было произнесено 66 слов. Наблюдения показали, что дети задают тему игры и стараются вовлечь в нее других. Их речевые действия инициативны и отличаются быстрой реакцией на действия и вопросы партнеров по общению. В речи присутствуют простые развернутые предложения и сложные синтаксические конструкции. В общении проявляют речевую активность, обращаясь с предложениями, просьбами, вопросами к сверстникам и взрослым. Выбирают занятия, где требуется совместная деятельность. На учебных занятиях поднимают руки для ответа, выкрикивают с места, перебивают других, отвечают полными ответами и развернутыми предложениями с элементами грамматического недоразвития. С радостью откликаются на общение и разворачивают его, стараются вовлечь в разговор взрослых и детей. Они относительно легко обращаются к незнакомым людям, стремятся к контактам с окружающими, отличаются желанием выделиться среди сверстников.

Наблюдения показали, что активность речи детей вариативно выражена в зависимости от вида деятельности. Результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1

Проявление речевой активности детей в игровой,

непосредственно образовательной деятельности и в общении

Уровень речевой активности

Игровая

деятельность

Непосредственно образовательная деятельность

Общение

количество детей

количество детей

количество детей

1 группа – низкий уровень

2 группа – средний уровень

3 группа - высокий уровень

Сравнительно одинаковые показатели количества детей оказались в игровой деятельности и общении. Несколько снижена речевая активность детей в учебной деятельности.

На примерах видно, как различается речевая активность детей, имеющих одинаковый речевой диагноз. По-видимому, это связано с индивидуально-типологическими особенностями детей, в частности с социальной активностью личности, что выдвигает необходимость в проведении следующих исследованиях.

Известно, что дети, осуществляя какую-либо деятельность, обычно по собственной инициативе говорят по поводу того, что они делают, отмечают возникшие трудности, огорчаются неудачам и т.д. Наши наблюдения и анализ полученных данных свидетельствуют, что дети с ОНР в ходе любого вида деятельности не так часто как нормально развивающиеся дети прибегают к речи.

2.4. Использование проектного метода в логопедической группе для детей с ОНР с целью развития у них речевой активности.

С учетом данных психодиагностики нами был разработан информационно-творческий логопедический проект по изучаемым в группе лексическим темам «Осень», «Башкортостан». Участниками этого проекта стали дети, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, родители.

Работа была построена с учетом следующих принципов.

1. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

На основе учета актуальных потребностей ребенка, уровня его развития и познавательных потребностей были определены условия для стимуляции и расширения выявленных интересов детей. Решение задач по обогащению и закреплению знаний об окружающей действительности можно рассматривать как стимулятор субъективной познавательной активности детей.

2.Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации.

Реализация данного принципа предполагает ориентацию и учет индивидуально-личностных потребностей каждого ребенка. В ходе игры или занятия в соответствии с изменившимися интересами в познании действительности дети могут самостоятельно своими вопросами и репликами изменить содержание предлагаемого им материала.

3. Включение детей в различные формы организации деятельности общения со взрослым.

Тщательный отбор методов работы с детьми, учет зоны актуального и ближайшего развития их познавательной активности в общении со взрослым, активное включение ребенка в исследовательский или творческий виды деятельности, стимуляция вопросов, направленных на решение проблемных ситуаций учат детей сотрудничеству, укрепляют их стремление контактировать со взрослыми. Особое значение имеет создание доверительной обстановки, внимание со стороны взрослого к любым познавательным, как вербальным, так и невербальным, проявлениям детей.

4. Принцип обеспечения успеха организуемой познавательной деятельности.

Любая форма взаимодействия с ребенком предполагает формирование у него эмоционально-положительного отношения к познавательной деятельности. Для реализации этого принципа в работе использовали наглядный материал, большое количество сюрпризных моментов игровых приемов. Общение взрослых с детьми должно носить спокойный, доброжелательный характер, так как внимание и уважение стимулирует к повышению познавательной активности.

5. Принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации со взрослым.

Используемые нами методические приемы ориентированы на стимуляцию речевой активности детей, при этом педагог нейтрализует свою речевую активность. Вопросы познавательного характера, задаваемые взрослым, должны побуждать ребенка к размышлениям, высказываниям, вопросам о существенных связях в рассматриваемом материале.

6. Принцип тесного взаимодействия воспитателя с логопедом при построении работы.

Работа по реализации проекта проходила две недели. Нами были разработаны этапы проекта:

1. Выбор цели;

2. Разработка плана;

  1. Практическая часть (выполнение проекта);
  2. Итог (презентация).

Поставлена цель: Тренировать речевые умения и навыки детей посредством приобщения их к процессу познания природных явлений происходящих в Республике Башкортостан.

Мы старались выполнить поставленные задачи:
Коррекционно-образовательные:

1. Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.

2. Формировать, обобщать, расширять, систематизировать различные представления об осени в республике Башкортостан.

3. Активизировать словарь по теме «Осень».

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать речевую активность детей.

2. Развивать речевой слух.

3. Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

4. Развивать творческое воображение.

5. Развивать моторику.

6. Развивать мышление, память, внимание.

Коррекционно-воспитательная:

1. Воспитывать любовь к своей малой Родине.

2. Побуждать детей к совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.

3. Побуждать эмоциональную заинтересованность.

4. Воспитывать эстетический вкус.

5. Воспитывать самостоятельность.

6. Воспитание чувства взаимопомощи.

Нами был разработан план (Таблица 2) мероприятий проводимых в рамках этого проекта.

Таблица 2.

План проекта

Дата

Ответственные

Понедельник

15.10

1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом» (Разработка совместного плана)

2.НОД познание «С чем пришла к нам осень?» (обзорное)

3.Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

4. Подборка книг на осеннюю тематику.

Все участники проекта

Воспитатель

Воспитатель - логопед

Родители

Вторник

16.10

1. Логопедическое занятие «Согласование прилагательных с существительными»

2. НОД познание (ФЭМП) «В осеннем лесу»

3. Изготовить картотеку наблюдений на прогулке «Осень» (ежедневно использовать на прогулке)

Логопед

Воспитатель

Воспитатель - логопед

Среда

17.10

1. Праздничный утренник «Осень в Башкирии»

2 . Целевая прогулка в осенний лес

«Наблюдение за осенним лесом»

Музыкальный руководитель

Воспитатель - логопед

Четверг

18.10

1. Логопедическое занятие «Составление описательного рассказа об осени с опорой на схему»

2. Конструирование «Лесная полянка»

3. Оформление книжного уголка. Чтение на выбор.

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

Пятница

19.10

1. НОД познание « Башкортостан. Приставочные глаголы. Сравнительная степень прилагательных»

2. НОД Художественное творчество «Превращение осеннего листочка»

3. Организация выставки репродукций картин известных художников.

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

Суббота

20.10

1. Прогулка в сквер, лес, парк.

2. Сбор природного материала.

Родители

Родители

Воскресенье

21.10

1. Заучивание стихов русских писателей.

2. Изготовление поделок из природного материала.

Родители

Родители

Понедельник

22.10

1. НОД познание Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»

2. Оформление выставки работ из природного материала «Мир фантазий»

3. НОД физическая культура на прогулке «На осенней полянке»

Воспитатель

Воспитатель - логопед

Воспитатель

Вторник

23.10

1. НОД познание + коммуникация «Случай в лесу»

2. Изготовление папки с пословицами, загадками, стихами на тему «Осень

Логопед – воспитатель

Логопед

Среда

24.10

1. НОД коммуникация пересказ рассказа «Осень» (по И.Соколову – Миткову)

2. Изготовление гербария

3. Вечер поэзии «Унылая пора!»

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Четверг

25.10

1. НОД коммуникация Пересказ «Осень на пороге». Слово – признак.

2. НОД познание (ФЭМП)

3.Лепка, конструирование

4. Просмотр мультфильма «Осенние корабли»

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Пятница

26.10

1. НОД коммуникация. Составление рассказа «Я живу в Башкортостане»

2. НОД Художественное творчество аппликация «Осеннее дерево»

3. Кукольный спектакль «Осенний букет для мамы»

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Логопед

Суббота

27.10

1. Поход в Национальный музей РБ.

Посетить отдел природы.

Родители

Воспитатель

логопед

Воскресенье

28.10

1.Совместный поход в Театр кукол

«Маша и медведь»

Родители воспитатель логопед

Наш план являлся основой проекта, но он менялся и дополнялся в ходе работы. Главной задачей педагогов при составлении плана: подобрать разнообразный материал для реализации идей в разных центрах, ориентированный на конкретных детей, на разную степень сложности и интересы. Это способ работы с образовательным содержанием, при котором используются все возможные формы в комплексе, что позволяет рассмотреть явление с разных сторон. Совсем не обязательно навязывать эти действия ребенку, но очень важно иметь в группе место, где сконцентрированы материалы, для определенного вида деятельности. Мы размещали на видных местах книги, иллюстрации на осеннюю тематику, поделки, специально подобранные истории, сюрпризные моменты, это послужило мотивацией детей к деятельности.

Учитывая возрастные психологические особенности детей нами были выдвинуты обязательные психолого-педагогические требования к выполнению условий организации проекта:

  • Согласованность действий педагогов;
  • Создание благоприятной эмоциональной ситуации, предусматривающей демократический стиль общения;
  • Активизацию познавательного интереса как средства формирования мотивационного компонента деятельности через использование игровых приемов, элементов соревнования, эффекта новизны;
  • Учет индивидуальных особенностей ребёнка.

2.5. Качественно – количественный анализ по итогам эксперимента.

После проведения формирующего эксперимента результативность проводимой работы определялась на этапе контрольного эксперимента. Нами повторно было зафиксировано отношение детей к взрослым, изучалась речевая активность в игровой, непосредственно-образовательной деятельности, в общении и дана оценка уровня познавательной мотивации.

Сравнение протоколов диагностики речевых высказываний в игровой, непосредственно-образовательной деятельности и в общении не выявил значимых количественных изменений в показателях повышения уровня речевой активности.

При сравнении данных полученных в результате первичной диагностики и контрольного исследования мы увидели, повышение уровня познавательной мотивации (см. приложение 1.)

Полученные данные позволили также отметить, повышение общего эмоционального фона ребенка (см. приложение 2.)

Повышение этих двух показателей мы считаем важным моментом при оценке эффективности применения проектного метода.

Выводы: Резюмируя изложенный в главе материал и результаты анализа практической работы, можно сделать следующие выводы:

1. Изучение уровней речевой активности у детей с ОНР позволяют констатировать, что у детей данной группы имеется снижение речевой активности в ходе любого вида деятельности.

2. Специальное развитие речевой активности у дошкольников с ОНР возможно при использовании проектного метода.

3. Проектный метод необходимо рассматривать в едином контексте четырёх функций: выявление проблемы, сбор информации о путях решения проблемы, помощь на этапе реализации принятого плана, консультации на различных стадиях решения проблемы.

4. Эффективность проектного метода зависит от сотрудничества участников проекта, в нашем случае это логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, дети и родители.

Заключение

Тема нашей работы была «развитие речевой активности дошкольников с ОНР через реализацию проектного метода».

Но, объем реферата не позволял нам детально исследовать речевую активность ребёнка.

В нашей работе мы рассмотрели теоретические и методологические аспекты реализации проектного метода в работе с дошкольниками с ОНР с точки зрения отечественных специалистов.

В настоящее время этой проблемой начали заниматься многие педагоги. Однако, недостаточно представлены психологические аспекты проблемы, мало прикладных разработок связанных с реализацией проектного метода в дошкольном учреждении для детей с ОНР.

Разработанные нами психолого-педагогические методики позволили провести диагностику уровней развития речевой активности дошкольников с ОНР и констатировать тот факт, что у всех детей данной группы имеется снижение речевой активности.

Это поставило нас перед необходимостью искать способы активизации речевой активности.

Опираясь на результаты исследования, мы разработали информационно-творческий логопедический проект и реализовали его в условиях логопедической подготовительной группы с детьми с ОНР.

Определили основные принципы и требования к выполнению условий организации проекта, при которых можно развивать речевую активность детей. Разработали цели, задачи, план реализации проекта.

Но мы считаем, что для проведения более точного исследования влияния проектного метода на развитие речевой активности детей необходимы более длительные временные рамки проведения проекта.

Все же контрольный эксперимент показал, что проведенный информационно-творческий логопедический проект оказал положительную динамику – у детей повысился уровень познавательной мотивации и общий эмоциональный фон, что непосредственно приведет к повышению уровня речевой активности.

Литература

  1. Валявко С.М . Особенности мотивации детей 5-6 лет с ОНР / - СПб, 2003.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, N 3, 2003, с 20-24

4. Левина, Р. Е. Свойства личности и овладение речью в норме и патологии / Р. Е. Левина // Изучение личности аномального ребенка. – М., 1977.

5. Львов М. Р . Основы теории речи / М. Р. Львов. – М., 2000.

6. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности. (http://www.childpsy.ru )

7. Морозова Л.Д. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций. (http://pik100.ucoz.ru/konf/innovacii/Morozova.htm )

8 . Орлянская Р. Р . Педагогические условия развития речевой активности детей. http://www.dissercat.com

9 . Полат Е.С. Метод проектов. (http://ciospbappo.narod.ru/ege/docs2/projects.htm )

10. Фадеева Ю.А., Жилина.И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

11. Шаховская, С. Н . Развитие общения детей с нарушениями речи / С. Н. Шаховская // Коррекционная педагогика – вчера, сегодня, завтра. Сб. научно-метод. матер. – М., 1997.


Изучение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ПГПУ им. , г. Пенза

Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка , и своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Активное пользование ею имеет важное значение для формирования полноценной личности, гармоничного психофизического развития и успешного обучения в школе.

Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания ребенка. Изучению речи дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены многочисленные исследования. Внимание специалистов обращается преимущественно на отдельные направления речевой и психической деятельности детей с недоразвитием речи. Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, В. К. Орфинская, Р. А. Белова-Давид, Н. Н. Трауготт, О. Н. Усанова, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская, говоря о выраженных отклонениях в формировании произносительной стороны речи, фонема тического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи, отмечают низкую речевую активность детей данной категории. У детей, как правило, возникают замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.

Доказано, что отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. Следовательно, нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие. Однако, среди практических разработок комплексного развития речевых и психических процессов в условиях общего недоразвития речи нами не найдено решение проблемы активизации речевого общения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.


Проблема изучения речевой активности детей с ОНР представляется очень важной, поскольку «чтобы научиться говорить, надо говорить» . Для того чтобы ребенок успешно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он практически пользовался ею, вступал в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью.

Важнейшим принципом изучения активности являет­ся принцип единства сознания и деятельности, выдвинутый С. Л. Рубинштейном и раскрытый в работах А. Н. Леонтьева, Л. С. Вы­готского, Е. В. Шороховой, Л. И. Божович, П. М. Якобсона, В. С. Мерлина и др. Важнейшей категорией рассматриваемого принципа является деятельность. Она, по выражению Б. Ф. Ломова, является специфической формой активности, свойственной человеку и обществу. «Бытие человека раскрывается этой категорией как активность, преоб­разующая действительность» .

Использование принципа системного подхода связано с тем фактом, что причиной поведенческих актов человека выступает не отдельное событие, а система событий или ситуация. В поведении человека в качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, цели, задачи, установки, субъективно-личностные отношения, эмоциональные состояния и т. д. Оценивая важность систем­ного подхода к изучению активности, К. А. Абульханова-Славская утверждает: «Если же придерживаться системного прин­ципа анализа, то можно приблизиться к пониманию разных способов активности, разных «способов существования» в их сложной соподчиненности».

Целью данной части исследования явилось изучение состояния речевой активности, речевой деятельности и личности детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня речевой и личностной активности и взаимосвязи с уровнями личностного развития детей.

При проведении констатирующего исследования мы руководствовались тем, что изучение активности речевой деятельности и ее взаимосвязи с индивидуально-типологическими особенностями детей необходимо для понимания специфических особенностей формирования психики детей, дальнейшего углубления представлений о сущности общего недоразвития речи и для определения путей повышения эффективности логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Объектом исследования была речь и деятельность детей старшего дошкольного возраста. Испытуемыми являлись 95 воспитанников старших и подготовительных групп.

На первом этапе изучались речевая активность детей в игровой, трудовой, учебной деятельности и общении.

При исследовании речи в разных видах деятельности мы опирались на понимание структуры речевой активности, предложенной М. Р. Львовым . В качестве компонентов речевой активности мы выделяем:

· количество речевых реакций в разнообразных ситуациях;

· выбор игр, занятий, связанных с речью;

· быстроту и точность выбора слов, а также элементов содержания речи;

· быстроту и правильность развертывания синтаксических конструкций;

· реакцию на поступок или высказывание других.


Первый раздел исследования мы проводили методом планомерного и целенаправленного фиксирования фактов в естественных условиях повседневной жизни. При наблюдении соблюдались определенные условия: предварительное знакомство с группой детей, адаптация в их среде. Для того чтобы расположить детей к себе, мы на протяжении недели проводили различные игры-знакомства. Это были игры со сказочными героями, подвижные игры, двигательные игры.

Известно, что дети, осуществляя какую-либо деятельность, обычно по собственной инициативе говорят по поводу того, что они делают, отмечают возникшие трудности, огорчаются неудачам и т. д. Наши наблюдения и анализ полученных данных свидетельствуют, что дети в ходе любого вида деятельности не так часто как нормально развивающиеся дети по своей инициативе прибегают к речи.

Для получения объективных данных наблюдение проводилось последовательно и систематично. За каждым ребенком наблюдали не менее 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Наблюдение осуществлялось одновременно за 2-мя испытуемыми в течение 15 минут в знакомой обстановке – в комнате группы. Во время наблюдения экспериментатор не вмешивался в деятельность детей, за исключением тех случаев, когда они сами обращались к нему с вопросами. Фиксировались действия испытуемых, общий объем речевой продукции (количество слов) за данный промежуток времени и объем единичного высказывания (фразы, слова) детей. Отмечалось построение высказываний.

Полученные данные послужили критерием при установлении количественного показателя активности речевого общения.

По данным наблюдений, выделены 3 группы детей, различающихся по степени активности пользования речью.

В 1 группу вошли дошкольники, которые за 15 минут сказали от 0 до 20 слов; во 2-ую – от 20 до 50 слов; в 3-ю – от 50 и более слов.

Большинство старших дошкольников с общим недоразвитием речи мало говорят во время деятельности. 58 человек (61 %) детей попали в самую слабую 1 группу, что свидетельствует о том, что они находятся на низком уровне активного пользования речью. Дети, вошедшие в первую группу, самостоятельно за 15 минут сказали в среднем 14 слов. Все они предпочитают игры в одиночестве (игры с куклами, мягкими игрушками, машинками; мозаику, пазлы, конструктор). Во время деятельности молчат или сопровождают свои действия констатирующими одно-двух-трехсловными предложениями. Выбирают занятия трудом, не требующие речевых действий – чистка снега, постройка горки, лепка, рисование, помощь в накрывании столов. На занятиях воспитателя и логопеда стараются молчать, отвечают односложно, только на вопросы взрослых. В общении не проявляют инициативу, подчиняются инструкциям со стороны взрослых или сверстников. Приводим выписку из протокола наблюдения.

(5, 9 лет)- общее недоразвитие речи 3-го уровня. Играет с машинкой один. «Джип . Поеду к папе. Он купит сладкое. Длынь-длынь. Бип-бип. Поволот. Еще. Плиехали.»

Лепит из пластилина. «Жилаф. Пластилин количневый, желтый. Длинную шею, хвост. Вот. Он из Афлики. Где моя доска? Холошо.»

На занятии по формированию математических представлений отвечает только на вопросы воспитателя: «Шесть. Белки семь. Меньше. Восемь. Фигулы геометлические. Клуг, квадлат, плямоугольник, тлеугольник».

Беседует со взрослым, отвечая только на его вопросы: «Данил. Сколо шесть. В Пензе. С мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Да. Есть собака. Джесси. Да».

Самая малочисленная в количественном отношении 3 группа 10 человек (10,6 %). Детьми в среднем было произнесено 66 слов. Наблюдения показали, что дети задают тему игры и стараются вовлечь в нее других. Их речевые действия инициативны и отличаются быстрой реакцией на действия и вопросы партнеров по общению. В речи присутствуют простые развернутые предложения и сложные синтаксические конструкции. В трудовой деятельности проявляют речевую активность, обращаясь с предложениями, просьбами, вопросами к сверстникам и взрослым. Выбирают занятия, где требуется совместная деятельность. На учебных занятиях поднимают руки для ответа, выкрикивают с места, перебивают других, отвечают полными ответами и развернутыми предложениями с элементами грамматического недоразвития. С радостью откликаются на общение и разворачивают его, стараются вовлечь в разговор взрослых и детей. Они относительно легко привыкают к незнакомым людям, стремятся к контактам с окружающими, отличаются желанием выделиться среди сверстников.

Пример: (6, 2 года) – общее недоразвитие речи 3-го уровня. Играет с в «дочки-матери». «Давайте все играть в «дочки-матери». Я буду мамой, а ты – дочка. Нет, давай лучше мы будем мамами, и у нас будут дочки. Я вот эту куклу возьму. Ну, я же первая тебе сказала. Как ты ее назовешь? А у меня будет Марина. Мы пойдем с ней в большой магазин. Что тебе дочка купить? Лена, ты, что купишь своей? А моя просит шоколадку. Давай позовем Свету. Света, пойдем играть. Ты будешь продавцом, потому что мы идем в магазин».

Наблюдения показали, что активность речи детей вариативно выражена в зависимости от вида деятельности. Результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1

Проявление речевой активности детей в игровой, трудовой,

учебной деятельности и общении

Уровень речевой активности

Количество детей

деятельность

Трудовая деятельность

Учебная деятельность

1 группа – низкий уровень

2 группа – средний уровень

3 группа - высокий уровень

Сравнительно одинаковые показатели количества детей оказались в игровой деятельности и общении. Снижение речевой активности детей в трудовой деятельности объясняется нами тем, что занятия трудом изначально предполагают индивидуальное выполнение заданий и ограничение речевой коммуникации. Бедный словарный запас, недостаточный уровень владения связной речью и другие проявления речевого недоразвития отразились на увеличении количества детей 1 группы в учебной деятельности.

На примерах видно, как различается речевая активность детей, имеющих одинаковый речевой диагноз. По-видимому, это связано с индивидуально-типологическими особенностями детей, в частности с социальной активностью личности, что выдвигает необходимость в следующих исследованиях. Совершенно очевидна необходимость знания тех отклонений в развитии личности ребенка с нарушениями речи, на которые следует направить коррекционное воздействие для активизации речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Библиографический список:

1. Абульханова-Славская, активности личности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. – 1985. - № 5.

2. Левина, личности и овладение речью в норме и патологии / // Изучение личности аномального ребенка. – М., 1977.

3. Ломов, и теоретические про­блемы психологии / . – М., 1984.

4. Львов, теории речи / . – М., 2000.

5. Шаховская, общения детей с нарушениями речи / С. Н. Шаховская // Коррекционная педагогика – вчера, сегодня, завтра. Сб. научно-метод. матер. – М., 1997.

Дизайн