Простые элементы фасада в архитектуре. Архитектурные элементы в дизайне интерьера. Примеры зданий с различными элементами фасадного декора

В различные эпохи архитектурным формам соответствовали свои художественные приемы оформления, которые изменялись с изменением уровня развития технических средств и эстетических представлений, т.е. ценностного отношения между природой и человеческой деятельностью.

Архитектура и строительство - искусство возводить здания и сооружения, предназначенные для удобства и блага человека, - имеют ценнейшее историческое наследие от классических форм Древней Греции до современных композиций (построений) и архитектурных трансформаций (изменяющихся объемов сооружений), интерьера.

Во всем мире во множестве зданий и сооружений классические архитектурные формы обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных решений, гармонии и пропорции здания, его деталей, функциональности интерьера (внутренний вид) и эстетики экстерьера (наружного вида) здания или ансамбля (группа зданий). Еще в античный период Греции сложились три таких классических сочетания: дорический, ионический и коринфский. Эти сочетания носят названия «ордер». Основная конструктивная схема всех ордеров - стоечно-ба-лочная конструкция, которая включает стойки (колонны) и опирающиеся на них балки (архитрав). В художественной трактовке конструктивной схемы проявляются отличительные особенности ордеров. Нижняя несущая часть - стилобат - служит основанием здания, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера - колонна - один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе верхнюю горизонтальную часть ордера - антаблемент. Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов, декоративное богатство которых нарастает снизу вверх.

Колонна компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя - база - опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат. Из базы вырастает фуст - ствол колонны, который утончается кверху по лекальной кривой. Такое утонение называется энтазисом. Капитель - деталь, венчающая колонну и воспринимающая нагрузку антаблемента. Антаблемент также имеет троичное построение: архитрав, фриз, карниз.

Оценить богатство декора ордеров возможно только познакомившись с отдельными архитектурными формами, из которых складываются детали ордеров. Именно эти классические образы архитектурных форм предстоит создавать мастеру реставрационных строительных работ.

Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля, называемых обломами.

Рис. 1.16. Архитектурный ордер и его части

Отличия в построении и художественной проработке деталей проявляются в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), деталировке колонн и антаблементов. Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм конструктивных членений архитектурных форм и деталей. Пропорции выражают соотношения размеров (длины, ширины, высоты) самого сооружения и его деталей; их измеряют в модулях. За модуль принимают нижний радиус колонны. Ритм отражает частоту повторения архитектурных деталей.

К горизонтальным членениям фасада относятся: цоколь, карниз (венчающий и промежуточный), архитрав, фриз, пояс, сандрик, парапет. Вертикальными членениями, к которым можно причислить и опоры, являются: выступы, колонны, пилястры, пилоны, столбы, полуколонны, анты, кариатиды, атланты, лопатки. Применение смешанных форм имеет место в таких конструкциях, как балкон, лоджия, эркер, фронтон, аркада, портик, колоннады, портал, оконные и дверные проемы.

Цоколь - горизонтальная наземная часть стены, начинающаяся непосредственно с фундамента и несколько выступающая наружу за лицо стены. Цоколь выполняется из особо прочных и водостойких материалов. Чтобы подчеркнуть значение цоколя и отличить его от стоящей на нем стены, его декоративно обрабатывают. Это достигается большими размерами облицовочных камней, фактурой отделки и другими средствами. Назначение цоколя - придать сооружению внушительный и устойчивый вид. Здание без цоколя кажется лишенным прочной основы. Художественное оформление цоколя чрезвычайно разнообразно и всегда должно быть по замыслу связано с отделкой всего фасада. Его верхняя часть представляет собой в разрезе форму выкружки, гуська, каблучка или другого профиля. Цоколь может иметь не один выступ от лица стены, а два-три, отделенных один от другого широкими плоскостями.

В отдельных случаях, когда требуется подчеркнуть монументальность, цоколь делают более высоким и массивным. Если здание строят с подвалом, в цоколе устраивают окна. Для него часто применяют облицовку гранитом или другими твердыми породами камня с различными способами отделки (полировка, шлифовка). Цоколь также обрабатывают крупными, грубо отесанными камнями, уложенными в горизонтальные ряды. Если высота его достаточно велика, то для облицовки цоколя применяют толстые каменные плиты, квадры, которые по контуру отесывают в виде узкой ленты, а также менее крупные, одинаковой формы и размеров камни с рустами.

Стилобат - наземная часть здания в виде отдельных мощных площадок, положенных одна на другую и расширяющихся книзу ступенчатыми уступами. На площадки стилобата укладывают добавочные камни, образующие ступени лестницы для входа в здание.

Карниз, венчающий здание, составляет конструктивный переход от наклонной (в большинстве случаев) плоскости крыши к вертикальной стене и служит для предохранения верхней части стены от намокания при стекании воды с крыши. Декоративно карниз, являясь одним из важнейших элементов архитектурной выразительности здания, завершает его.

Карниз большей частью делается из того же материала, что и стены, а именно: из кирпича, дерева и др. Во многих случаях каменные многоэтажные здания имеют карнизы из железобетона или из каменных и бетонных сборных элементов, накладываемых один на другой и образующих ступенчатый профиль, либо тянутые, штукатурные и лепные карнизы, сделанные по стальному каркасу и сетке. Вынос карниза или наибольший отступ его от стены делают разным в зависимости от архитектурного оформления здания. Промежуточные, междуэтажные карнизы имеют двоякое назначение: прежде всего они защищают стены от потока дождевой воды, а также являются средством горизонтального членения фасадной стены.

Столб - отдельная опора самой разнообразной формы в поперечном сечении (круг, прямоугольник, многоугольник, крест), применяется для поддержания балок перекрытия или свода. Столб по всей своей высоте имеет одинаковую толщину (сечение), в нижней части цоколь или базу, а в верхней - карниз или капитель. Пилон - мощный столб квадратного или прямоугольного сечения (рис. 1.17) обычно подпирает своды. Колонна-столб круглого, реже квадратного или иной формы сечения имеет нижнюю часть - базу, и верхнюю - капитель. Колонна кверху суживается, чем и отличается от столба.

Построение колонны осуществляется строго по правилам ордера данного стиля, с соблюдением присущих этому ордеру форм, пропорций и размеров.

Рис. 1.17. Пилон

Рис. 1.18. Пилястра

Колонна - декоративный элемент вертикального членения. Точная, ритмичная (на одинаковом расстоянии друг от друга) установка ряда колонн и внешняя их отделка требуют исключительного внимания и тщательности исполнения. Колонна, как и пилястра (рис. 1.18), имеет одновременно и декоративное, и конструктивное значение.

Аркада - это несколько совершенно одинаковых арок, опирающихся на ряд колонн, реже на простенки. Полуколонна, как и пилястра, выступает из массива стены до половины своей толщины. Правила ее построения те же, что для пилястр и колонн. Реже встречаются и трехчетвертные колонны, выступающие из массива стены на 3/4 своей толщины.

Наиболее характерная деталь колонны, определяющая отличие ордеров, - капитель (рис. 1.19).

Рис. 1.19. Капитель архитектурных ордеров: а - дорического; б - ионического; в - коринфского

Дорический ордер (см. рис. 1.19, а). Дорическая массивная колонна не имеет базы, фуст (ствол) ее обязательно имеет каннелюры - вертикальные желобки на стволе колонны.

Ионический ордер (см. рис. 1.19, б). Основные особенности: более стройная колонна; имеет развитые базу и капитель.

Стержень колонны украшен более глубокими каннелюрами, чем в дорическом ордере, с узкими промежутками. Каннелюры у базы и капители заканчиваются полукругами. Утонение колонны мало заметно и начинается на 1/3 от ее основания. Непременную принадлежность базы составляют вал и выкружка.

Наиболее характерной частью является капитель с завитками (волютами), верхнюю часть которой составляет абак в виде плиты с профилем каблучка. Между двумя завитками расположены ионики. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. При этом архитрав украшен орнаментованным профилем. Фриз используется для разнообразных скульптурных композиций. Карниз имеет зубчики-сухари.

Коринфский ордер (см. рис. 1.19, в). Характерное отличие коринфского ордера - утоненная колонна с богато орнаментованной капителью.

В капители различают абак в виде плиты с полочкой и четвертным валом со сторонами, несколько вдавленными внутрь. Под абаком расположены волюты, поддерживающие его угловые свесы, а другие, меньших размеров завитки, сходящиеся по вдавленным частям абака, поддерживают помещенную в этом месте розетку. Под завитками расположены в два яруса акантовые листья, большие и малые.

Архитрав располагается уступами с введением небольших про-фильков, фриз - гладкий с рельефным орнаментом. В карнизе имеются следующие элементы: каблучок, ряд зубцов и четвертной вал. Выше расположены модульоны в виде лежащих кронштейнов, поддерживающих слезниковый камень.

Главное назначение отдельных элементов архитектурных ордеров - воплощать принцип пропорциональности.

Каждая новая ступень в развитии общества приводила к новым стилям в строительстве и архитектуре. Творимая человеком архитектурная среда отражает действительность, которой присущи именно свои понятия о красоте.

Сравнивая произведения архитектуры во времени, историки классифицируют следующие периоды: Древняя Греция и Рим; средневековье; романский период; готика; ренессанс; барокко; классицизм; архитектура XX в. (модерн, конструктивизм, эклектика).

Римская архитектура представляет собой последний и самый прогрессивный этап в строительном и архитектурном развитии

Рис. 1.20. Собор Сан-Марко в Венеции

античного рабовладельческого общества. Монументальные римские постройки на территории Европы остались в наследство молодым государствам - Византии, Италии, Испании, Франции.

Например, собор Сан-Марко в Венеции (1095) обнаруживает стремление строителей подражать античной архитектуре (рис. 1.20). Церковь возводилась на протяжении века.

Такая византийская купольная система в плане с греческим крестом послужила прототипом древнерусского православного зодчества.

Романский стиль (рис. 1.21). Архитектурные сооружения романского периода (XI-XIII вв.) представляют собой массивные геометрические объемы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами. Орнамент незамысловатый, используется редко. В этом стиле заметно сильное влияние римской античной архитектуры в крупных деталях (полуциркульные арки), сохранен общий силуэт и пропорции колонн. Романская архитектура по сравнению с другими архитектурными периодами довольно бедна декоративными формами. Капители колонн, первоначально приближаясь к античным формам, затем упростились до простых рубленых геометрических форм.

Рис. 1.21. Романский стиль:
а - фриз из полуциркульных арок; б - двойной арочный фриз из кирпича; в - кубическая капитель; г - капитель из пальметт

Готика. В XII-XV вв. новый архитектурный стиль получил название - готика. Характерная особенность готического стиля - стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг (рис. 1.22).

В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка раннего средневековья сменилась ажурными каменными конструкциями. Вертикальные опоры и колонны, а также наклонные каменные конструкции (аркбутан, контрфорс) переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундамент (рис. 1.23). В начальный период готики преобладала форма базилики. Со временем наиболее распространенной стала зальная форма помещений, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство.

Рис. 1.22. Вход в католический собор (готика)

Ренессанс (XV-XVI вв.). Французское слово renaissanse (возрождение) традиционно используется для обозначения периода подъема итальянского искусства (1450-1550), а также искусства стран Европы с 1500 г., на которое Италия оказала большое влияние.

Рис. 1.23. Готическая сводчатая базилика

В архитектуре эпохи Ренессанса живописно переплелись по-зднеготические тенденции с пришедшими из Италии романтическими формами. В противоположность готическому усложнению стены с подчеркнутым скелетом каменной кладки. Ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых были украшены орнаментами в подражание античным формам; ризалиты были разнообразны по форме и размерам (рис. 1.24).

Рис. 1.24. Палаццо (дворец-особняк). Арх. А. Палладио (1566)

Над созданием архитектурных сооружений работали талантливые мастера-художники, архитекторы, строители. Тем самым возникала материальная среда, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами, литературой, музыкой.

Барокко (XVI-XVII вв.). Итальянский Ренессанс свои архитектурные формы наследовал стилю барокко {barocco - причудливый), который превзошел его по сложности, многообразию и живописности. Фасад здания характеризуется изобилием профилированных карнизов, пилястр, сложных скульптурных деталей, где все подчинено единому архитектурному замыслу - вихрю, движению, симметрии - «каменной симфонии» (рис. 1.25). Асимметричный орнамент этого периода - орнамент из раковин и завитков - дал название другому стилю - рококо (рис. 1.26).

Классицизм (XVIII-XIX вв.) - направление в искусстве, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу, на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремление к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Рис. 1.25. Окна. Стиль барокко

Стремление претворить в современном строительстве благородную простоту и спокойное величие античного искусства иногда приводило к полному копированию античных построек (рис. 1.27). Центрами строительства в стиле классицизма стали Россия, Германия, Англия и другие страны.

Архитектура XX в. Конец ХГХ в. характерен интенсивной строительной деятельностью, не сравнимой с предыдущими эпохами. Жилые и производственные здания, транспортные сооружения, управленческие комплексы возникали в огромном количестве.

Рис. 1.26. Орнамент. Стиль рококо ленности и скопление рабочего

Архитектура XIX в. ориентировалась на формы прошлого. И если в период классицизма возвращались к античности, то в конце XIX в. было заметно тяготение к средневековой архитектуре, ренессансу, необарокко.

Рис. 1.27. Ротонда. Внутренний интерьер

Этот архитектурно-ретроспективный плюрализм привел к смешению стилей (эклектика), из которых довольно ясно образовались два новых течения: модерн и конструктивизм. Стремясь преодолеть эклектику, представители модерна использовали инженерно-конструктивные средства и свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, элементы которых подчинялись орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (рис. 1.28).

Рис. 1.28. Балкон в стиле модерн

Главные проблемы архитектуры XX в. сосредоточены в общественно-социальной сфере. В результате общественного развития, стремительного роста материальных и духовных потребностей возник дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства.

Рис. 1.29. Интерьер конференц-зала здания ЮНЕСКО. 1957 г.

Технологии, разработанные для рационального массового производства строительных конструкций для жилых и промышленных зданий из унифицированных элементов, предусматривали жесткую стандартизацию и привели к новому стилю - конструктивизму. Конструктивизму удалось создать простые функционально оправданные формы, целесообразно сочетая оптимальность конструктивных решений и раскрепощенность архитектурных объемов (рис. 1.29).

Однажды, покупатель наших деревянных окон, архитектор по образованию, посмеялся над мастером по замеру, что тот не знает где находится сандрик. Мы понимаем, что учиться никогда не поздно и решили, что пусть-ка у нас тут все эти сандрики и прочие архитектурные элементы лежат в одной кучке! Вот так:

Архитектурные элементы

Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть - архитрав, - на опирающийся на него фриз и венчающую часть - карниз.

Аттик

Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами. Современные конструкции значительно уступают таким сооружениям в плане красоты и изысканности, но ничуть не уступают в надёжности и практичности. В этом можно убедиться, обратившись на Фабрику перил - http://www.fplus.ru, которая специализируется на производстве и монтаже перил, поручней и ограждений из нержавеющей стали.

Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.

Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

Здесь должна быть какая-нибудь шутка про валюту. Архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, характерная для стиля барокко.

Галерея (гульбище)

Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.

Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.

Фигурные завитки, украшающие верх стены.

Полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.

Верхняя часть колонны или пилястры различной формы.

Каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.

Декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.

Плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Кстати, логично!

Характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.

Участок стены между двумя пилястрами.

Круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.

Небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли. Часто завершается фронтоном.

Шутки в сторону. Ширинка – это гульфик, а ширинка – это декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.

Выступающая за плоскость фасада часть помещения.

На примерах композиции архитектурных сооружений особенно четко могут быть показаны и разъяснены следующие понятия: во-первых, о зависимости декоративных частей композиции любой вещи от конструкции этой вещи, обусловленной ее назначением, материалом и способом его обработки; во-вторых, понятие о стиле не в смысле изучения признаков исторических стилей, а в смысле единого стиля художественного оформления современного здания и вещей, находящихся в нем.

Постройка любого здания, как известно, начинается с составления проекта. Основой для составления проекта служат данные о назначении здания (жилой дом, клуб, вокзал и пр.), о его объеме (количество и размеры помещений в нем), об основных материалах для постройки, например, каменного или деревянного здания и об участке земли, на котором должно быть построено здание. В советских условиях при проектировании всегда учитывается и связь нового здания с соседними, с улицей, кварталом и стилем города в целом.

Это те технические условия, которые определяют направление работы архитектора над проектом. Но к каждому архитектурному сооружению, особенно к крупному зданию, предъявляются не только требования соответствия его назначению и удобства для людей, живущих, работающих или отдыхающих в нем, но также и требования художественные - забота о красоте здания. Эти последние требования обусловливают соображения о пропорциональности и единстве стиля оформления всех частей здания, соображения о том, что наружный вид здания, его внутренние помещения и предметы, находящиеся в этих помещениях, должны своим обликом раскрывать назначение этого здания или другого архитектурного сооружения (например, водная станция, речной вокзал, стадион и пр.).

7. Восточный портик Эрехфейона и венчающие орнаменты на нем.

Орнамент в классической архитектуре древних греков по своему характеру всегда соответствует конструктивному назначению декорируемых им частей здания.

Фронтон фасада классического здания, например Эрехфейона венчают акротерий и антефикс
(рис. 7, 8), ниже сима (рис. 9) и орнаментированный карниз.

8. Антефикс.

Наличники дверей и окон также часто имеют наверху венчающие украшения. Греки-строители придавали особый характер орнаментации частей здания, несущих на себе нагрузку чаще всего здесь применили мотив листа, поставленного наклонно вперед и упруго изогнувшегося, как бы сопротивляющегося давлению тяжести частей здания, расположенных выше. Это так называемые киматии ; их применяют на карнизах. на архитравах (как ограничивающие фриз), на капителях колонн. Известно три типа греческих киматиев; а) дорический, б) ионический и в) лесбийский; по профилю ионический киматий называют четвертым валом, лесбийский - каблучком (рис. 10)

9. Сима (три вида). а-плоская; б-четвертной вал; в-гусек,

10. Киматии:

а — дорический; б - ионический; в - лесбийский.

Oпорные части здания, например колонны и пилястры, орнаментировали желобками - каннелюрами, идущими по направлению стержня колонны, причем форма каждой каннелюры на колонне повторяет изменения толщины стержня колонны, утоняясь кверху. В архитектуре древнеримской и эпохи Возрождения каннелюры колонн и пилястр в нижней трети их высоты заполнялись выпуклыми штабиками, чем достигался своеобразный эффект сопоставления вогнутых и выпуклых поверхностей. Иногда каннелюры направлялись вокруг стержня колонны, обвиваясь по упругой спирали.

11. Кронштейн с арки Септимия Севера в Риме.

К опорным частям здания относятся также кронштейны (рис. 11 и 12), являющиеся опорой для различных архитектурных деталей: для карнизов, балконов и пр. Кронштейн имеет, обычно в профиль, упруго изогнутую форму, выражающую напряжение, и в верхней части большой, а в нижней малый завитки или прямой срез. Передняя часть кронштейна орнаментирована каннелюрами или акантовым листом, а иногда растительным орнаментом, строго подчиненным конструктивным формам кронштейна. К отдельной группе надо отнести различного вида орнаментальные ленты, опоясывающие и как бы связывающие архитектурные элементы. Такая орнаментация в соответствии с ее назначением чаще всего тянется горизонтально в виде поясков, шнуров и лент с перекрещивающимися элементами (рис. 13).

Простейшим украшением дорического ордера является торус
— поясок (рис. 14), направленный горизонтально; он иногда орнаментирован переплетениями полосок в виде косы, расписанными или рельефными.

Шнуры, бусы, астрагали (валик с полочкой) состоят из симметрично чередующихся шариков и сочетаний шариков с удлиненными бусами, нанизанными на шнур (рис. 15).

13. Плетеные пояски.

Архитектор 3. М. Розенфельд. Кронштейны на фасаде здания в Москве

14. Торусы-пояски.

Орнаментальные ленты в виде меандра (рис. 16) - правильных сочетаний прямолинейных полосок, изгибающихся под прямыми или косыми углами. Это один из наиболее распространенных и богатых вариантами видов орнамента. Прямоугольный меандр рисуют по сетке из квадратов, причем ширина полоски меандра равна ширине промежутков между изгибами этой полоски.

16. Меандры.

Звезды, розеты и орнаменты , замкнутые в различные формы, например в кассеты потолка. Разбивка потолка на кассеты образует сетчатый орнамент из квадратов, многоугольников и их сочетаний с криволинейными фигурами. Пространство внутри каждой кассеты заполняется звездой, розетой или же орнаментом, занимающим всю плоскость кассеты (см. рис. 74).

Итак, в классической архитектуре орнамент всегда имеет определенное назначение - способствовать выразительности декорируемой им архитектурной формы.

Важным средством архитектурной композиции является прием контраста - сопоставления разнородных по своему характеру элементов, например, стена и портик, сильно выступающий рельеф детали и плоскость, грубая и тонкая обработка поверхности стены и т. п.

Характерным примером архитектурной композиции, построенной на контрастности отдельных частей сооружения, может служить «Строганова дача», построенная по проекту архитектора Воронихина, изображенная на рис. 17. Композиционная выразительность стены этой дачи достигается сопоставлением разнородных элементов. В горизонтальное членение стены вписано окно с полукруглой формой вверху, камни стены имеют различную обработку поверхности - гладкую и грубо обсеченную, сюжетные барельефы сопоставлены с более высоким рельефом маски на тройном замке над окном. Скульптурные фигуры львов, расположенных симметрично с двух сторон окна, также являются контрастным сопоставлением с гладью стены. И, наконец, контраст по цвету светлых барельефов, маски-замка и гладкого карниза с темной поверхностью стены.

17. Архитектор А. Н. Воронихин. Б. Строганова дача

18. Фасад здания на улице Горького в Москве (1948 г.).

19. Жилые дома на Песчаной улице в Москве (1949 г.).

Современными примерами применения в композиции фасада здания контрастных решений стены нижнего и верхнего этажей могут служить новые жилые дома на ул. Горького и на Песчаной ул. в Москве (рис. 18, 19). Умелое использование специфических свойств того или иного материала дает возможность повысить художественные качества архитектурного сооружения.

В лучших произведениях архитектуры конструктивные и декоративные части сооружения всегда тесно связаны друг с другом и с материалом, из которого создается архитектурная форма. А все это в целом исходит из художественного образа данного сооружения.

3627 0 0

Архитектурные элементы фасада: названия и применение

Декоративные элементы преображают здание, делают его роскошным и изысканным. В зодчестве применялось более тысячи фрагментов, все термины перечислить невозможно. Рассмотрим самые популярные украшения фасада в современном строительстве.

Фасадный декор

Сегодняшние здания имеют минимум украшений. Красивые дома теперь строят владельцы загородной недвижимости. Частные коттеджи впечатляют разнообразием форм и украшениями.

Фасадный декор - неконструктивная часть. Это украшения, делающие строение уникальным. Они стилизуют, подчёркивают статус владельца, демонстрируют мастерство дизайнера. Фасады делятся по назначению:

  • главный,
  • задний,
  • дворовой,
  • боковой,
  • парковый,
  • уличный.

Элементы декора зданий

По назначению оформляющие элементы подразделяются на две группы.

  1. Активный декор - основан на форме и конструкции постройки. Соответствует назначению и габаритам.
  2. Пассивный декор - предназначен исключительно для украшения облика, не связан с членением, формой.

Для создания гармоничного облика фасада требуется базовые знания о названиях и назначении архитектурных украшений. Детали применяются на окнах, прогонах стен. Ими выделяют горизонталь крыши, углы дома, межэтажное пространство.

Членение фасада декором подразумевает вертикаль и горизонталь:

  • К вертикальным членениям относятся пилоны, колонны, лопатки, столбы, опоры, пилястры, кариатиды.
  • К горизонтальным - сандрик, карниз, цоколь, парапет, пояс, фриз, архитрав.

В смешенном виде декоративные объекты используются в эркере, портале, балконах, портиках, колоннадах, на фронтонах, оконных и дверных проёмах. Многие их них повторяются, создают ритм. Пропорции логично соотносятся с габаритами здания, подразделяются по высоте, ширине, длине.

Выбор и расположение элементов зависит от архитектурных, стилистических особенностей здания. Совокупность украшений всегда выдерживается в определённом стиле: скульптурный, живописный, архитектурный.

Рассмотрим основные фасадные фрагменты. В таблице показаны объекты, применяющиеся в наше время:

Название, фото Характеристики Расположение

Прямоугольные плитки/накладки, известные под названием «бассаж».

Обычно используют в чередовании двух размеров, с соблюдением отступов.

Углы стен, голая внешняя часть стены.

Выступающая деталь на фасаде здания, тянущаяся вдоль всего горизонта стены. Под крышей, между этажами, над цоколем.

Обрамление некоторых предметов. Состоит из прямоугольных форм. Могут заглубляться или выдвигаться. Декорирующие элементы стен. Размещаются вокруг розеток.

Иногда входят в состав украшений.

Состоит из фигурно сделанных столбиков.

Связываются колоннами. Сверху накрываются перилами.

Ограждение для террасных парапетов, лестничных прогонов, балконов.

Карниз с фронтоном, чаще прямоугольной формы.

Снабжается декоративной отделкой (лепнина, узоры).

Над окном, дверным проёмом, нишей.

Предназначен для прикрытия окон от дождя.

Декоративный фрагмент клиновидной формы. Вносит симметрию в оформление. Включается в обрамление арок, карнизов.

Входит в состав сандрика.

Тип опоры, поддерживающей выступающие элементы фасада. Обычно исполняется в виде балки. Монтируется под карнизами, окнами, балконами. Могут выступать самостоятельными декорирующими фрагментами.

Фасадная колонна

Самый массивный архитектурная деталь - это колонна. Используется в качестве украшения или несущей опоры. Входит в конструктивные фрагменты здания. Представляет прочный столб любой формы. Условно делится на три части:

Фото Описание

База

Основание называется базой. В большинстве случаев её диаметр отличается от основной части - имеет утолщение.

База должна быть мощной и выдерживать массу самой колонны и нагрузку деталей здания.

Ствол

Самая значительная часть колонны, её часто называют «тело». Бывает рельефным, гладким, с вертикальными желобами и горизонтальными декоративными линиями. При любом сечении заужена кверху.

Капитель

Верхняя часть колоны называется капителью. Она всегда выделяется массивностью - превосходит габариты базы.

Выполняет функцию распределения нагрузки. Украшается лепниной, консолями и прочим декором. Считается самой красивой частью.

Подвиды колонн:

  1. Пилястра - не предназначена для нагрузок, только украшает. По устройству схожа с колонной, входит в плоскость стены. Бывают округлые, квадратные, пучкообразные, прямоугольные.
  2. Полуколонна - имеет вид квадратного/круглого столба. Выходит, за плоскость здания, на 50–75% своего объёма. Это чисто декоративный объект - не несёт нагрузок. Ставится для украшения дверных проёмов, прогонов стен.

Особенности монтажа

Установка архитектурных элементов зависит от их габаритов и качества материалов. Виды монтажа фасадов подразделяются на два способа: механический и химический (клеевой). Для подстраховки часто применяются оба способа.

Карнизы, филенки, наличники и другие габаритные детали без надлежащей фиксации могут деформироваться. Гарантированно удерживаются с помощью монтажного дюбеля, клея, железного анкера.

Монтаж проходит по определённой схеме:

  1. Основание под приготовленный фрагмент выравнивается, зачищается, высушивается.
  2. На фасад наносятся разметки: горизонтальные (по уровню), вертикальные (по отвесу).
  3. На крепёжную сторону шпателем наносится слой клея. Элемент сильно придавливается к стене.
  4. Наклеенный фрагмент дополнительно закрепляется фасадными дюбелями.
  5. После высыхания проводится обработка швов герметиком. Через 4 дня - шлифовка стыков.

Для сохранности элементов, над оконным и дверным пространством могут устанавливаться отливы.

Архитектурные стили

Украшения фасада способны придать зданию разные направления. Архитектурные элементы являются обязательными во многих стилях. Заглянем в историю, рассмотрим примеры использования элементов.

Современное строительство может объединять разные течения и традиции зодчества. Совокупность направлений называется Нео-стиль. В них на основе современных технологий могут сливаться разные стили, восточные и европейские культуры.

Сегодня в частном строительстве нет ограничений, здесь приветствуется полная свобода и импровизация.

Современные усадьбы/особняки обычно украшают скромно. Темы выстраиваются, но контрасте отделки. Оконное обрамление, русты, консоли, карнизы и другие базовые элементы используют белого цвета. Такая отделка эффектно смотрится на тёмной облицовке, оживляет кирпичный фасад.

На пике моды нестандартные решения. Дома выстраивают с выступами на фасаде в виде эркера. Это увеличенная часть внутреннего помещения, выходящая за плоскость стен.

Эркер имеет несколько окон, которые украшаются архитектурными элементами. Строение приобретает интересный вид.

Вывод

Знания базовых деталей декора, их назначение поможет продумать экстерьер дома. Грамотное расположение и сочетание архитектурных фрагментов преобразит жилище. Поможет подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки.

В представленном видео вы найдёте дополнительную информацию по данной теме. В комментариях поделитесь вариантами использования декора.

11 февраля 2018г.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!

Словарь названий всех фасадных элементов, которыми пользовались зодчие, насчитывает несколько тысяч терминов. Они создавали готические соборы, классические дворцы, церкви с круглыми залами барокко и дома дворян в стиле рококо. Фасады и интерьер богато украшались. Перечислить старинные архитектурные элементы фасада, названия которых собраны из разных стран и языков, невозможно. Поэтому остановимся на основных, используемых в современном строительстве, и способах подчеркнуть их.

В Сиднее, Австралия, каждый год в течение недели проходит фестиваль света. Архитектурная подсветка фасадов зданий и просто гирлянды разноцветных огней на колоннах и в арках каждую ночь украшают город. Оперный театр на полуострове и мост Харбор Брижд каждый вечер обретают новый вид. На фасадах с помощью прожекторов создается фантастический мир. Эту традицию перенимают уже некоторые города Европы.

Архитектурно художественное освещение фасада обычно подчеркивает горизонтальные линии фасадов зданий

В темное время требуется освещение территории улиц, площадей, периметров домов. Архитектурная подсветка фасадов зданий решает эту задачу, одновременно освещая наружные стены, подчеркивая отдельные элементы. С помощью направленных лучей можно выделить привлекательные места на фасаде и скрыть невзрачные. Правильно разработанная подсветка украсит любое строение.

От фонарей, освещающих улицы и дороги в темноте, архитектурные прожектора отличаются направленными лучами. Их может быть один, два, реже четыре. Располагаются светильники:

  • на стенах;
  • под карнизами;
  • вдоль цоколя;
  • под сводами арок;
  • на колонах;
  • на газоне по периметру здания.

Расстановку осветительной техники и направление лучей разрабатывают обычно дизайнеры. Они выделяют светом наиболее интересные элементы в архитектуре дома. Невзрачные места прячут в тени. Облик здания полностью меняется. Освещение и цветовое решение делает загадочным стандартное промышленное строение.

Виды архитектурных светильников

Для архитектурной подсветки используют специальные светильники, отличающиеся экономичностью и длительным сроком работы:

  • светодиодные ленты;
  • прожектора;
  • модули светодиодные;
  • уличные светильники;
  • многолучевые цокольные и газонные прожектора;
  • светодиодные светильники с меняющимся цветом.

Для создания архитектурной подсветки используют различные типы светильников. Прожекторами выделяются основные элементы фасада. Светодиодные ленты подчеркивают основные лини, такие как арки, карнизы, молдинги. Светодиодные модули выделяют контрастным цветом важные в образе здания архитектурные плоскости: балконы, плиты, сектора крыши.

Основные элементы, подсвечиваемые на фасаде

Лучи установленных на газонах и столбах прожекторов чаще всего направляются на декоративные элементы фасада:

  • розетки;
  • замковый камень;
  • капитель колонны;
  • дверной тимпан;
  • арка;
  • филенка и узор – лепнина;
  • балюстраду балкона и крыльца;
  • фигурный карниз.

Названия элементов частично перешли из словаря зодчих. Розетка означает лепное украшение в виде круга, чаще всего похожа на цветок. Располагается над дверью входа или балкона. Реже под выступом крыши.

Узор отличается произвольной формой. Лепнина представляет фрагмент узора растительного происхождения, крепится на свободном пространстве стены, симметрично оси фасада. Часто обрамляется рамкой филенки произвольной и прямоугольной формы.

Тимпан над дверью – овальная арка, представляющая продолжение дверного проема. Традиционно украшается мозаикой или лепниной. Бюджетный вариант представляет оконное стекло в фигурной раме.

В таблицу собраны основные фасадные элементы, применяемые в наше время, и места их расположения:

Название архитектурно- го элемента Описание Место основного расположения на фасаде
замковый камень центральный конической формы камень над оконным и дверным проемом с полукруглой верхней частью арочные окна, двери, арки, полуарки по центру вверху
молдинг выступающая полоса, выделенная цветом стены по линии разграничение цоколя и между этажами, ниже крыши
карниз полка под окнами или крышей декоративный наружный подоконник, лепной выступ ниже линии кровли
тимпан полукруглая арка над дверью или окном, обычно застекленная или накладная, сделанная из лепных украшений над дверью и окном, реже над полуколоннами на стене
капитель верхняя расширенная часть колонны, украшенная лепниной на колоннах и полуколоннах под потолком
арка проем в стене без двери или соединенные между собой колонны вход, переходы из комнат, между зданиями
филенка тонкий выступ, обрамляющий узор, выделен цветом на стенах
балюстрада фигурные столбики, подпирающие перила балкон, крыльцо, терраса, лестница
кронштейн фигурные опоры для подоконников и карнизов ниже окон, балконов
розетка лепное украшение в виде цветка, круглое, белое из гипса над окнами, входами, арками и на свободном пространстве стен

Выгнутый навес над крыльцом выглядит как арка. Это может быть и переход между корпусами с полукруглым сводом. Часто его делают с выступающими ребрами и даже украшают квадраты впадин розетками. Дом приобретает загадочный вид, когда светом выделяется арка с ее лепными элементами и просто молдингами. Дополнительно используются полосы светодиодных светильников, подчеркивающих форму арки.

Вход и элементы его украшений

Главный вход в здание издавна назывался парадным и соответственно строился. К его элементам относятся:

  • ступени;
  • крыльцо;
  • балюстрада;
  • колонны и полуколонны;
  • навес;
  • дверь и наличники.

Крыльцо может ограничиваться небольшой площадкой перед дверью или переходить в террасу. Балюстрада с перилами ограничивает край ступеней и крыльца, доходит до стены. Одновременно она предохраняет людей от падения. Раньше это были фигурные резные столбики из гипса, дерева. Теперь их заменили металлом. Ограждение может быть и стеклянным с невидимыми тонкими стойками. Все зависит от архитектурного стиля дома.

Для создания роскошного вида здания, достаточно осветить прожекторами гнутую линию белой балюстрады. Ступени и площадка крыльца из мрамора подчеркивают изысканный вкус хозяев и достаток.

Дверь, и даже ворота гаража, тоже архитектурные элементы. Они неразрывно связаны с образом дома и должны соответствовать направлению оформления фасада. Дверные наличники в классическом стиле могут выполняться в виде полуколонн с роскошными пилястрами – декоративными украшениями вверху. Их давно не вырезают из камня. Для отделки современного фасада делают из различных материалов, включая пенополистирол с покрытием краской по шпатлевке.

Окна как часть общего стиля фасада

Окна оформляются в стиле дома. Для этого используют ряд элементов вокруг проема:

  • кронштейн;
  • подоконник;
  • наличники;
  • фигурный верх проема или тимпан;
  • деление рамы узкими рейками и молдингами.

Кронштейн – название декоративного элемента, на котором лежит наружный подоконник. Он может быть в виде двух небольших фрагментов и массивной плиты с несколькими угловыми опорами. При оконных эркерах поддерживает конструкцию обрамления проема. Служит опорой для вертикальных стоек – наличников.

Верхняя часть окна заканчивается карнизом. Как вариант он может быть фигурный, в виде полуарки. Застекленный тимпан создается во время кладки стен. Его полукруглый верх венчает замковый камень. Конструкция пошла от строений из камня со сводчатым потолком. Когда не использовали металлические балки для плоского перекрытия. Их еще не делали. Дверные и оконные проемы имели форму арки. В центре располагался конический камень. Он распределял тяжесть стены на стойки. За это и получил свое название. Со временем его стали украшать резьбой. Сейчас можно для отделки дома купить накладной замковый камень и украсить фасад традиционным архитектурным элементом.

Основные элементы архитектуры рассчитаны на дневное освещение

Детская